Адвокат, демократ, учитель — это все об одном человеке — Зинаиде Леонтьевне Ведерниковой
Зинаиду Леонтьевну Ведерникову знают в Суганке все. Еще бы, педагогический стаж 41 год, из них 15 директором, и все эти годы отданы только родной Сугановской школе.
Родилась она в Ножовке, но вскоре родители вместе с тремя детьми переехали в Елово. Они были первоклассными пекарями и работали сначала на еловском хлебозаводе, но потом перебрались в Нижнюю Барду. Представьте себе, за лучшей жизнью! Были времена, когда переезжали не только из деревень в райцентр, но и наоборот. Там отец с матерью маленькой Зины устроились в нижнебардинскую пекарню, которая гремела на весь район. Даже областное начальство всегда вели в эту пекарню, предлагали нижнебардинский хлеб и пироги.
Зина училась в Нижней Барде до 9 класса. С теплотой и любовью вспоминает всех учителей той поры, особенно семейную чету Нины Петровны и Гавриила Михайловича Арсентьевых. Гавриил Михайлович обучал их танцам. Во время большой перемены собирал учеников в спортзале и включал музыку. В то время вальсировала буквально вся школа.
— Он сам нам показывал движения и обучал, — рассказывает Зинаида Леонтьевна, — просто педагог от Бога, как и все наши бывшие учителя.
А Нина Петровна, которая вела русский и литературу, периодически уезжала на сессию и ее заменяли ученики. В своем классе учительницей неизменно назначали Зину. «И что, слушали вас одноклассники как учительницу?». «Конечно, слушали!», — отвечает она. Могла ли Зина после такой практики не мечтать о профессии учителя?
В старших классах перешла в Еловскую школу, педагоги которой тоже оставили неизгладимый след в душе: Валентина Полуэктовна Мартюшева, Люция Леонидовна Савинова, Владимир Григорьевич Овсянников. Особенно запомнилась Лариса Викторовна Исаева. Она сыграла большую роль в определении жизненного пути. То, что хочет быть учителем, Зина уже знала, но вот какой предмет выбрать? Училась-то она одинаково хорошо и по гуманитарным предметам, и по точным. Но математик Исаева сразу сказала: «Зиночка, тебе только на филфак с твоей эмоциональностью. Наша математика наука сухая, там лишний раз не улыбнешься». «Так Лариса Викторовна и определила меня на филфак, но я нисколько не покаялась», — улыбается Зинаида Леонтьевна.
С детства Зина представляла, что её школа будет стоять на пригорке, и со всех сторон к ней будут бежать тропинки
После окончания школы легко поступила в пединститут на филологический и мечтала, как придет работать в школу. А с детства Зина представляла, что её школа будет стоять на пригорке, и со всех сторон к ней будут бежать тропинки. Но когда после окончания школы приехала работать в Куштомак, ничего подобного не увидела. Хотя школа ее не разочаровала. Пусть в старых зданиях, но все равно как одна большая семья. А в семье этой детей больше четырехсот человек! Огромные классы. Это был 1973 год, тогда главная школа была в Куштомаке, а не в Суганке, как сейчас. В ней учились дети из Суганки, Ятыша и деревень, которых сейчас уж и нет на карте. Горячий ключ, Кузяшка, Безымянка…
Директором школы была её хорошая знакомая — Надежда Витальевна Мокина. А коллектив учителей большой, опытный, многие с характером. Так что Зинаиде Леонтьевне — молодой учительнице, пришлось не только к детям привыкать, но и учительском коллективе себя показывать. А была она на тот момент маленькая, худенькая, смешливая, эмоциональная. Завуч посмотрел на нее и говорит: «Как же вы будете уроки-то вести?». Но потом пришел к ней на урок и поразился, увидев совсем другого человека: собранного, делового и знающего материал.
Какие бы ученики вопросы некорректные не задавали, нельзя сбиваться. Или веди урок, чтоб не задавали такие вопросы, или ответь и продолжай урок
— Главное, когда идешь на урок, всегда знать материал «от и до», — утверждает Зинаида Леонтьевна, — мне даже как-то ученик сказал: «Слушайте, вас вообще никогда не сбить с темы урока. Вы наизусть что ли всё это учите?». Поэтому надо владеть материалом. И какие бы ученики вопросы некорректные не задавали, нельзя сбиваться. Или веди урок, чтоб не задавали такие вопросы, или ответь и продолжай урок.
-А у вас срывали уроки?
— Нет, — ответила Зина Леонтьевна и вздохнула, — уроки не срывали, но был, правда, один конфликт, Конфликт был серьезный, я повела себя непедагогично. Так учителя себя вести не должны. Вторая смена уже закончилась, а я сижу в учительской, тетради проверяю. Даже сил домой идти не было. А мой класс все это время стоял у двери и меня ждал. Потом они не выдержали, постучали и говорят: «Зинаида Леонтьевна, пойдемте домой!». В общем, мы друг у друга попросили прощения с тем мальчишкой, с которым повздорили. Я признала свою ошибку. Хорошо помню эту ситуацию, очень переживала. Это было на второй год моей работы в школе.
За человечность, умение не только учить и воспитывать, но и признавать свои ошибки, молодую учительницу быстро полюбили и признали ученики. Любовь эта оказалась взаимной. «У меня были очень хорошие классы. Я хоть и была тогда очень самоуверенная и думала, будто все знаю, но всегда к ученикам относилась с большой любовью, и они это чувствовали, тоже ко мне тянулись», — рассказывает Зинаида Леонтьевна.
Продолжение статьи читайте в газете «Искра Прикамья» №46 от 23.11.2023