Баба Шура. Учитель, фронтовик, орденоносец
Наталья Красносельских
Александра Михайловна Трескина родилась 20 октября 1921 года в деревне Пермяки Большесосновского района. К нам, в деревню Шульдиха, её перевезли пять лет назад. Заботы о ветеране взяла на себя племянница — Антонина Алексеевна Ощепкова. А теперь, к маю 2020-го, Александра Михайловна Трескина осталась единственным ветераном Великой Отечественной войны в нашем районе. Сейчас ей 98 лет.
Родилась Александра Михайловна в большой крестьянской семье. «Жили очень бедно, носить было нечего», — вспоминает она. Но в школу маленькая Саша пошла рано, в шесть лет.
— Меня не пускали, а я все равно ходила,- гордится Александра Михайловна,- учительница дала маме букварь и сказала – пусть учит. Думала видимо, что я брошу, а я была упрямая, все равно продолжала учиться. Вот и выучилась читать и писать.
Александре удалось закончить 10 классов, к тому времени семья уже переехала в Большую Соснову. Потом она поступила на педагогические курсы в Верещагино, а после окончания стала работать учителем начальных классов.
Вскоре началась Великая Отечественная война. Отца сразу забрали на фронт, вскоре его ранили, а потом он на несколько лет попал в плен. В начале 1944 года в армию призвали и Александру Трескину. Но сначала она попала в Москву. Долго проверяли по базе данных, ведь отец был в плену.
«Передача документов только с паролем, который нужно было запоминать, а меняли пароли каждый день»
После проверки отправили в город Харьков, где началась её служба в органах госбезопасности. По словам Александры Михайловны, она работала с секретными документами. Пожалуй, если бы можно было во времена её молодости об этом подробно рассказывать, то эта служба могла бы напоминать военно-приключенческий роман. «Передвигались с документами, это было опасно. Передача документов только с паролем, который нужно было запоминать, а меняли пароли каждый день», — вспоминает Трескина. По её словам, было не только страшно, а кроме того, еще и голодно. Питались один раз в стуки, давали по сто граммов кукурузного хлеба.
Потом её отправили в город Богодухов, и там уже стало полегче, по крайнеё мере, посытнее. В Богодухове Александра работала с письмами. Возможно, эта бумажная работа подорвала её зрение, в 1946 году комиссовали. За свои фронтовые заслуги Александра Михайловна удостоена Ордена Великой Отечественной войны второй степени.
«За свои фронтовые заслуги Александра Михайловна удостоена Ордена Великой Отечественной войны второй степени».
После службы вернулась в Большую Соснову. Работала в ЗАГСе, в детском саду. В Большой Соснове, как рассказали нам журналисты районной газеты «Светлый путь», оставила о себе хорошую память. Была активной, входила в церковную десятку, когда начали восстанавливать храм и приход. Местные жители нет-нет да и спросят: где там наша баба Шура, как она?
Баба Шура держится. Но здоровье подводит, особенно зрение — за последний год почти полностью ослепла. Как говорит её племянница, Антонина Алексеевна Ощепкова, еще буквально в прошлом году специально для Александры Михайловны натягивали в огороде провод, чтобы она по нему передвигалась, а нынче бабушка-ветеран уже и на это неспособна, не видит. Поэтому сейчас Александра Михайловна остро нуждается в инвалидной коляске. Родственники отправили запрос в соцзащиту.
Очень надеемся, что уж инвалидная коляска для единственного, оставшегося в живых ветерана войны, у нас найдется.
«Очень надеемся, что инвалидная коляска для единственного, оставшегося в живых ветерана войны, у нас найдется».
Александра Михайловна родила и воспитала троих сыновей, сейчас жив из них только один, и он инвалид. Поэтому заботы о любимой тете взяла на себя Антонина Алексеевна Ощепкова. Нелегко приходится, сейчас бабу Шуру уже буквально ни на минуту нельзя оставить без присмотра. Но пока справляются. В эти теплые майские дни каждый день, хоть понемногу, но выходят вместе на улицу, подышать свежим воздухом.
А 9 мая к ней обещали приехать с небольшим концертом и поздравлением из района. Если, конечно, Александра Михайловна будет хорошо себя чувствовать.
— На День Победы приедут с концертом, — сообщаем по телефону Александре Михайловне, — Как ваше здоровье?
— Так к больным ведь тоже ездят,- довольно бодро отвечает старушка.
«Вот так мы с ней и живем,- рассказывает Антонина Ощепкова, — то посмеемся, то обидимся, то запоем. Слышите, поёт?»
Петь она любит. Бывает даже, местного гармониста зовут — Анатолия Санникова, и все вместе поют военные песни. Особенно Александре Михайловне нравится «Катюша». Пусть 9 мая у неё еще будут силы, чтобы спеть её на празднике.