Газеты, журналы и терминалы: О том, как меняется еловская почта
Сейчас в отделении почтовой связи села Елово работает 12 человек. Все они 9 октября отметят профессиональный праздник. Мир меняется, и почта старается меняться вместе с ним. Появляются всё новые услуги, но до сих пор без почтовых операторов и почтальонов обойтись мы не можем.
Что изменилось на почте за 30 лет? Не обидно ли еловским почтовикам, что «Почту России» часто ругают? Победил ли интернет газеты и журналы? И маленькая сенсация – еловские собаки сильнее ультразвука! Разговариваем с Надеждой Владимировной СВЕТЛАКОВОЙ – начальником отделения почтовой связи с. Елово.
— Надежда Владимировна, правда, что вы поступили сюда работать простым почтальоном и прошли все ступеньки профессиональной лестницы до руководителя отделения?
— Да, я пришла на почту в 1987 году после окончания училища, работала почтальоном, и вот, через три десятка лет, стала руководителем отделения. Занимаю эту должность полтора года. Еловское отделение с 1 августа относится к Чайковскому. Мы отвечаем за почтовые услуги на территории Елово и ближайших деревень.
— Многое изменилось за эти годы?
— Конечно! Когда я пришла, люди выписывали море газет. Буквально в каждое подворье носили по 4-5 газет. Районка в каждый двор ходила. Было 300 штук только на одном участке. А теперь тиражи сократились, и у «Искры Прикамья», и у других газет. Например, «Комсомолку» или «Звезду» выписывают вообще единицы. А раньше – «Работница», «Крестьянка», «Труд», «Звезда», «Комсомольская правда»! Перелом в подписке наступил, когда начали газеты в розницу продавать, сразу выписывать стало меньше людей. Ведь в розницу можно подешевле купить, так как в стоимость не включена почтовая доставка. К районной газете такое пожелание люди высказывают: много политики, а надо побольше развлекательной информации — рецепты, кроссворды, юмор. Клиенты наши, в основном, в возрасте, поэтому популярностью пользуются такие издания как «Тысяча советов», «Здоровый образ жизни», «Пенсионер. Лечебные письма»
— А письма люди пишут сейчас?
— Очень-очень редко. Чаще письма идут от организаций. Или из армии, СИЗО. А сколько раньше открыток было – по 500 штук по праздникам разносили! Теперь телефон вместо писем и открыток.
— Шлют ли посылки?
— Тоже мало, но отправляют. Преимущественно родители и бабушки с дедушками к праздникам подарки детям и внукам шлют.
— А заказы из интернета?
— Да, очень много посылок приходит. Это ведь удобно, в интернете гораздо больше выбор, чем в местных магазинах, а если вещь не подошла, то можно её вернуть в течение двух недель и получить деньги обратно. Посылки получают, по моим наблюдениям, в основном, женщины от 20 до 40 лет. Те, кто постарше, 45 плюс и выше, приходят реже, и интересуются больше одеждой нестандартных размеров. Ведь в интернете есть специальные магазины, где можно подобрать одежду на любые габариты, вплоть до 72 размера.
— Наверно еловской почте заказы из интернет-магазинов приносят ощутимый доход?
— Финансовый план по посылкам мы перевыполняем. Жаль, что по всем показателям не получается так. Например, с этого года все платежи за электричество проводятся в «Пермэнергосбыте», а не у нас. На почте можно заплатить за газ, вывоз мусора, капитальный ремонт.
Какие еще услуги оказывает еловская почта?
— По-прежнему на нас остается доставка пенсий. Несмотря на то, что пенсии можно перечислить на карту, на это соглашаются только самые продвинутые пенсионеры. Большинство по старинке ждет почтальона с наличными. Люди боятся мошенничества с картами, пока не доверяют им полностью. 664 пенсионера у нас, которым мы пенсию доставляем. Это Елово и ближайшие деревни. Кроме того, приносим ЕДВ, ЕДК, выплаты на детей.
Еще у нас можно оформить страховку, «Почта России» сейчас стала акционерным обществом, и мы предлагаем клиентам страховки на месяц, на полгода. Можно оформить детскую страховку «Джуниор».
— Торговля, которую «Почта России» анонсировала еще в 2018 году, как продвигается?
— Как все уже заметили, у нас на почте появился свой магазин с самыми необходимыми товарами. От продуктов до постельного белья, всё можно здесь купить. Периодически бывают скидки и распродажи, пользуется магазин популярностью у пенсионеров. Кроме того, у нас большой выбор газет и журналов, их тоже хорошо покупают.
А еще пенсионеры часто заказывают продукты на дом нашим почтальонам. Печенье, конфеты, тушенку. Так что теперь почтальоны носят не только письма, газеты и квитанции, но и продукты.
— Тяжёлая сумка у почтальона?
— Труд почтальона вообще нелёгкий, ведь по Елово они пешком ходят, иногда на велосипеде. А что касается сумок, то, когда я начинала, то сумка моя весила 14 с лишним килограммов. Сейчас, ну, где-то килограммов пять. Иногда, если с продуктами, до десяти выходит. Еще сейчас почтальоны берут с собой переносные терминалы.
— Расскажите, зачем терминал почтальону?
— С помощью терминалов можно на дому оформить любую квитанцию, страховку, подписку. Первое время боялись, а потом услуга стала востребованной. Люди уже звонят, просят: пусть почтальон придет, примет у меня плату за телефон и интернет.
— Какой самый сложный участок в Елово для работы почтальонов?
— Это четвертый участок, где распложено много новых улиц, на которых редко висят адресные таблички. Или общежитие на Комсомольской, где нет света, и почтальоны разыскивают комнаты, подсвечивая путь телефоном.
— Собаки же ещё. Помню, мы писали об этом не раз.
— Да, эта проблема очень старая. Еще 30 лет назад, когда я пришла работать, она уже существовала, меня и саму кусали. И никак не решается до сих пор, дело-то не в собаках, а в хозяевах. Они уверены, что собака не кусается. Но ведь не кусает то она их, а тут чужой человек. Тем более собаки реагируют на запах свинца в типографской краске, я сама с этим столкнулась, когда меня с почтальонской сумкой облаял собственный пес.
— Совсем никаких подвижек?
— Ну как, нам раздали ультразвуковые отпугиватели собак. Будто бы нажимаешь на кнопочку, раздается ультразвук, и собака его пугается. Но не тут-то было. В городе такие приборы хорошо себя зарекомендовали – собаки с визгом убегают. А наши еловские собаки в первое время еще хоть как-то реагировали, но теперь адаптировались. Никакого толка от этих излучателей. Хозяева, прислушайтесь к нам, и хотя бы с 11 утра до пяти вечера, когда у почтальонов разноска, привязывайте своих питомцев!
— Надежда Владимировна, непраздничный вопрос, а как вы относитесь к тому, что «Почту России» часто ругают. В тех же соцсетях ей достается постоянно.
— Конечно, я переживаю, ведь родное предприятие. Обидно, когда отношение переносится на всех. В каком-то отделении или филиале проблемы, а негатив на всю «Почту России» выливается. В том числе на нас, получается, тоже. Но я всегда призываю наших девочек быть вежливыми: лучше улыбнуться, а не хамить в ответ на грубость. Тогда и человек смягчится, пойдет на контакт. Считаю, что честность, открытость, отзывчивость — это то, что должно отличать любого почтового работника.