Год педагога и наставника: Брюховская школа

Взаимный интерес

Судьба Анны Александровны Сальниковой накрепко связана с Брюховской школой. Хотя всю юность она провела в Перми и только после пединститута приехала в Брюхово по распределению. Тогда в этой сельской школе собралось  много молодых педагогов со всего Союза. Они и образовали своеобразную  «новую волну», пришедшую на смену предыдущему поколению учителей.

Смена была достойной. Их не пугали бытовые неудобства. Отсутствие горячей воды, необходимость топить печь, неблагоустроенное жилье. Потому что было главное — школа и ученики. Анна Александровна рассказывает, что при распределении выбрала Брюхово, потому что хотела именно в среднюю школу, мечтала работать со старшеклассниками.

Она же филолог, преподаватель литературы и русского языка. На филологах большая ответственность, их предмет (в первую очередь литература) воспитывает как никакой другой.  Дети черпают из книг представления о порядочности и чести, достоинстве, порой узнают себя в героях, учатся сопереживать и отстаивать свое мнение. Поэтому так важен хороший учитель.

Глядя на неё, верится, что с детьми у этого педагога доверительные  отношения. Хотя в первый день работы в школе был момент пустоты. «Знаете, наверное,  у всех молодых педагогов бывает, — признается Анна Александровна, —  заходишь в класс и понимаешь, что все забыл. Я помню это ощущение полной пустоты». Надо за что-то зацепиться, чтобы выйти из этого состояния. А за что? Анне Александровне всегда помогали стихи. Поэзия — еще одна ее большая любовь. И вот молодая учительница  смотрит в глаза десятиклассников и начинает читать стихи:

Подрастёте — вам хватит и зрелищ, и горького хлеба. 

А пока — будьте добрыми, будьте, ребята, хорошими.

Не ступайте по лужам, ведь в них отражается небо.

Так зачем же по небу, по синему небу — калошами?

Потом ребята частенько обращались к ней с вопросами, проблемами. «Был у меня выпускник, который писал стихи и прозу, — рассказывает Анна Александровна, — он оставлял меня после уроков. Ему нужно было высказаться, чтобы кто-то покритиковал. Я сидела и слушала. Писал он обо всем, в том числе и о первой своей юношеской любви — девочке-однокласснице. Писал о ней, писал ей. Был очень интересный, необычный мальчик. Такие ученики вдохновляют учителя».

Это только один выпуск. А сколько учеников было за почти 50 лет работы в школе! Спокойных и взрывных, веселых и задумчивых, старательных и обаятельных разгильдяев. Всех ценила, во всех старалась, прежде всего, видеть и уважать личность.

Пять выпускниц получили филологическое образование, окончив Пермский педагогический институт. Одна из них хорошо знакома еловчанам. Это Вера Петровна Чугаева. Кто-то до сих пор работает в школе, другие уже на пенсии.

Сейчас Анна Александровна работает педагогом-организатором, занимается патриотическим воспитанием в школе. Под ее наставничеством готовилась команда брюховских юнармейцев к игре «Я и Великая Победа». Команда достойно преодолела испытания и вошла в пятерку лучших.

С детьми ей всегда интересно. Анна Александровна уверена, что с любым поколением детей, если ты сам способен меняться, можно найти общий язык: «Не надо прогибаться под них, но надо быть гибким». Да, цифровизация имеет на ребят влияние, они уже частично живут в виртуальном мире. Но это живые дети, живые души. С ними надо говорить не только на уроках и не столько об уроках. С ними нужно обязательно говорить о жизни, о взаимоотношениях. А для того, чтобы дети прислушивались к тебе, нужно самому  учителю постоянно развиваться.

— Я спокойно могу попросить у ребят совета, — рассказывает Анна Александровна, — невозможно работать и достигать результата, если только жать, давить. Мы с ними советуемся и воспитываем друг друга. Я их, а они меня.

Анна Александровна с мужем вырастили двоих сыновей — Григория и Александра. Сейчас уже четверо внуков подрастают. Все живут в городе, но регулярно приезжают к бабушке, в первую очередь, чтобы помочь.

А бабушка (которая бабушка только по статусу, а не по душе), совсем еще не утратила той  энергии, что дает любопытство и интерес к жизни. Чего греха таить, многие педагоги выгорают на своей работе, но думается, что это не про Анну Александровну.  Она бодра, активна, каждой встречи с учениками ждет с нетерпением, всегда есть чем поделиться. Вот недавно они посоветовали ей посмотреть фильм «1+1». Посмотрела, но пока смогла найти только аргентинскую версию. Фильм понравился, и впечатления обязательно нужно обсудить с ребятами.

— Я всю жизнь не могла наработаться! – делится она, — отпуск 48 рабочих дней, разве это можно было выдержать! Месяц от силы спокойно отдохну, а потом опять  бегу в школу.  Сейчас,конечно, другое. Тороплюсь медленно, но знаю, что за школьной дверью будет интересно.

 

«Иногда детей надо просто выслушать»

В дружном педагогическом коллективе Брюховской основной школы Елена Сергеевна Окулова — самый молодой педагог. Интересно было узнать, что привлекает молодую девушку в деревенской школе, ведь даже в более крупные учебные заведения молодежь нынче не спешит.

Свой интерес, а позже и любовь к педагогике, Елена Сергеевна Окулова  обнаружила,  можно сказать, случайно. Она выросла в Брюхово, в 2012 году окончила 9 классов местной школы и о работе учителем не помышляла. Поступила в индустриальный колледж в Чайковском на мастера-художника, получив при этом еще и специальность педагога. После окончания она могла бы устроиться преподавателем в художественной школе и остаться в городе.

Но девушка решила поступать в вуз, чтобы стать управленцем.  Для подготовки к экзаменам попросила помощи у своего учителя математики, нынче директора Брюховской  школы, Любови Петровны Сарановой. Любовь Петровна помогла не только укрепить математические знания, но, как оказалось, выбрать профессию. Предложила  работу в детском саду в Мичуре. Почему бы и нет, рассудила Елена, год поработаю, а там посмотрим.

Так в ее жизни появились 12 детсадовцев от двух с половиной до шести лет. Не ожидала от себя даже, что так привяжется к этим детям, но полюбила их очень быстро и крепко. Сработалась с коллективом. И…осталась в детском саду еще на один год.

А потом та же Любовь Петровна позвала ее работать в Брюховскую школу. Сначала секретарем, затем социальным педагогом.  Окончив специальные курсы, Елена Сергеевна стала преподавать информатику. Теперь у нее и классное руководство. Уже был выпуск, в нынешнем году снова взяла пятиклашек.

Вот так, вроде не думала, не гадала, а затянуло ее в этот водоворот учительских будней и праздников. Любит свою родную школу, коллектив, учителей. И, конечно, детей. Дети отвечают ей взаимностью. Частенько прибегают поговорить по душам.

«Недавно пришла девочка из начальной школы, — улыбается Елена Сергеевна, —  села передо мной за парту и говорит-говорит-говорит. Выговорилась —  ушла.  Просто надо было ее выслушать. Это очень важно для ребенка».

Педагогический коллектив школы сплоченный и неконфликтный. Много учителей осталось из тех, кто еще помнит Елену Окулову своей ученицей. Но воспринимают ее серьезно, называют всегда уважительно, по имени-отчеству. Разве что в неформальной обстановке, где нет детей, могут Леной назвать.

А вот с родителями было сложнее. Сначала побаивалась давать советы и разговаривать на равных с людьми, у которых уже по 3-4 ребенка. Сейчас освоилась, общий язык найден. Более того, родители даже могут обратиться за советом и помощью, ведь Елена Сергеевна еще и социальный педагог, то есть ведет работу со сложными семьями.

А еще она продвинутый пользователь электронного журнала «ЭПОС». До такой степени его освоила, что официально  является наставником для учителей всего Еловского  округа. «Мне всегда было интересно разбираться в компьютерных программах, узнавать что-то новое, наверное,  поэтому мне предложили стать таким консультантом-наставником», — объясняет Елена Сергеевна.

В Брюхово ей не скучно. Всегда есть чем заняться. Школа,  семья, домашнее хозяйство. Детей с мужем у них пока нет, но Елена Сергеевна мечтает о многодетной семье.

 

10  фактов о Брюховской основной школе им. И. И Злыгостева

  1. В 1896 году селе Брюхово (тогда Нижней Межне) открыта церковно-приходская школа. В ней было 3 класса. Специального школьного здания не было, классы располагались в частных домах. Ученики изучали чтение, письмо, арифметику и Закон Божий.
  1. В 1913 году Построено отдельное здание церковно-приходской школы. После революции школа реорганизована в 4-классную. Из программы обучения исключён Закон Божий. В 1932 году  школа преобразована в семилетнюю. Первый директор — Вениамин Петрович Чащин.
  1. 1941-1945. Тяжелые военные годы. Учителя и выпускники уходили на фронт. Многие их них с поля боя не вернулись. Многие награждены орденами и медалями. Выпускник школы Иван Ильич Злыгостев удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
  1. В 1954 году в центре села построено новое деревянное здание школы. В 1962 году школа стала восьмилетней, а в 1966 году — средней. Таковой она пробыла более сорока лет, но в 2009  снова преобразована в девятилетнюю.
  1. 1977 год. В эксплуатацию введено новое двухэтажное кирпичное здание школы. Светлые классы, огромные коридоры, актовый зал, столовая, спортивный зал, медицинский кабинет, мастерская — отличный подарок школьникам и педагогам.
  1. 1979 год. В школе родилась добрая традиция — заложен Парк выпускников по инициативе и под руководством Заслуженного учителя РСФСР А.А. Брюхова.
  1. Брюховская школа регулярно готовит выпускников-медалистов. А первой медалисткой была Елена Сальникова, которая в 1994 году окончила школу с серебряной медалью.
  1. Школа постоянно становится победителем и призером различных конкурсов. В 2021 году команда педагогов из Брюхово стала победителями в муниципальном конкурсе «Учитель года», представив лучшую программу воспитания. Учителя Надежда Алексеевна Горшкова, Анна Александровна Сальникова и Галина Александровна Зайцева  побеждали в конкурсе «Лучший учитель Российской Федерации».
  1. В школе традиционно уделяется особое внимание патриотическому воспитанию.  Бережно хранят и собирают педагоги и ученики материалы об Иване Злыгостеве и о земляках-участниках Великой Отечественной. В 2018 году здесь был открыт  Зал Боевой Славы.  В этом же году  Брюховской основной общеобразовательной школе присвоено имя Героя Советского Союза Ивана Ильича Злыгостева.
  1. На сегодняшний день подразделением Брюховской основной школы стала еще и Осиновская школа. Руководит школой Любовь Петровна Саранова. Педагогический состав вместе с совместителями насчитывает 25 человек.