День строителя или Медовый Спас? Супруги Морозовы с полным правом отметят  оба этих праздника

Вы помните, что в ближайшее воскресенье День строителя и Медовый Спас?  А в Елово есть семейная пара, которая в предстоящие выходные будет отмечать двойной праздник. Чета Морозовых — Тамара Анатольевна и Александр Трифонович — и строители, и пчеловоды одновременно.

Тамара Морозова родом из Нытвенского района. После 8 класса уехала из родной деревни в Пермь и подала документы в училище на лаборанта. Ждала зачисления, и ее приняли, но не туда. Перевели девушку в другое училище, в группу штукатуров-маляров. Тогда такое было обычным делом, если где-то недобор, оформляли перевод и всё. Но Тамара переживать по этому поводу не стала. Штукатур так штукатур.

 

Учёба в песочнице

Студенток сразу же после зачисления отправили на практику в Краснокамск. Практика была такая. На стройплощадке жилого дома поставили под углом бетонные плиты, дали девчонкам мастерки и сказали: «учитесь кидать песок». «Мы потом смеялись, что как будто в детский садик нас привезли, в песочницу», — рассказывает Тамара Анатольевна. На самом деле у них пытались таким образом развить важное умение для будущей профессии. Надо было научиться мастерски кидать песок так, чтобы он прилипал к бетону, доводить этот навык до автоматизма.

Во время учебы было еще много строек, в основном, в Краснокамске. Они штукатурили кирпичные дома. Учились перетирать стены, чтобы не было дырок в них при побелке, учились штукатурить откосы. Как раз самым трудным по воспоминаниям Тамары были именно откосы, да еще деревянные потолки.

После училища устроилась в один из пермских трестов. Тяжело приходилось. Труд тогда был немеханизированным, многое делали вручную. Потом, когда приехала в Елово, поняла, что там, в городе, были цветочки.

Проверка на прочность

Тамара попала к нам потому, что нашла свою любовь — еловского парня Сашу Морозова, с которым училась в одном училище, только он на сварщика. Дождалась его из армии, и потом, уже будучи молодой мамой, с ребенком на руках прибыла в Елово. Дочке сразу дали место в садике, а Тамара устроилась в местную МСО штукатуром, и осенью 1973 года вышла на работу.

Вот тут-то она и осознала, что деревенская стройка — это не город, где, если работаешь на большом объекте, тебе раствор привозят и даже на этаж поднимают. Накачают, бери да штукатурь.

А в Елово отправили в Калиновку, где строили 8-квартирный дом, раствор приходилось делать самим. Зимой на улице разводили костры и грели песок для приготовления раствора. Разогревали, долбили его ломами и топорами и носили в дом. И всё на женских плечах, мужчин привлекали разве что только, чтобы дрова накололи. Не было отопления, воду носили из колонки, но все равно работали и строили. Тамара оказалась чуть ли не единственной молодой девчонкой тогда в бригаде, большинство женщин-штукатуров были уже в возрасте. Дали Тамаре наставницу – Лидию Александровну Наборщикову.

В Крюково строили типовые двухквартирные дома, работали на домах в Осиновике. Дома были деревянные, это уже позже пошли кирпичные. Кроме жилья строили много ферм, район развивался, колхозы расширялись. Возник настоящий строительный бум. В Елово начали активно ездить студенческие отряды — они оказывали весомую помощь. Да и число самих еловских строителей выросло, много новеньких женщин пришли в МСО штукатурами, бригады до 20 человек доходили.

Легко ли быть мастером

К тому времени Тамара Анатольевна стала уже настоящим профессионалом, заслужила доверие и уважение.  Фотография ее красовалась на доске почета предприятия. Неудивительно, что Морозову назначили мастером бригады штукатуров. Физически стало полегче работать, но вот ответственности прибавилось. С людьми непросто было поладить. Многие рабочие могли легко переходить с одной работы на другую, чуть что не так — взял и уволился. Тогда ведь много организаций в Елово было, безработица никому не грозила.

Текучка кадров в строительстве всегда была высокая, потому как зарплаты небольшие, а работа тяжелая. Удержать можно было, как бы сейчас сказали, «соцпакетом» и моральным климатом в коллективе. Тамара Морозова старалась такой климат создавать. А «контора» (так она называет МСО) старалась, чтобы работникам здесь было уютно и комфортно. «Я, когда приехала в Елово, контора была в одном деревянном помещении, а  под руководством Владимира Ивановича Сальникова довольно быстро построили большое здание», — говорит она. Потом уже и раствор самим не надо было делать, открыли свой растворный узел.

Строек по району было не счесть. На вопрос, какой из объектов больше запомнился, Тамара Морозова почти не задумываясь отвечает — больница. И действительно, новая ЦРБ далась району нелегко. Постоянно вносились изменения в проект, хотелось всё выше, больше, современнее. Строили объект под конец уже практически всем миром. Кстати, именно Тамаре Морозовой доверили на торжественном открытии здания больницы вручить символический ключ главному врачу.

 

Полную версию статьи читайте в «Искре Прикамья» № 31 от 11.08.2022