Шопинг по-плишкарински. Три магазина на триста человек

Как умудряются выживать деревенские продавцы, и каким видят будущее своей торговли?

«Селяночка»

СеляночкаОт Елово до Плишкарей езды минут десять. В низине холодно, поднимается утренняя дымка и на градуснике минус 29. Тем не менее, в местном магазине «Селяночка» уже есть покупатели. Кто-то с утра бежит за хлебом, кто-то за пивом. Но особенно уважают плишкаринцы в этом магазине фрукты.

– Мне нравится магазин, — говорит местная жительница Тамара Никитьевна, — здесь хорошие фрукты: виноград, мандарины, яблоки подешевле продают. В основном тут всё покупаю, в Елово редко.

О дешевых и качественных фруктах вспоминают и другие жители: яблоки здесь хорошие, крупные за 50-55 рублей. Такого нет ни в Елово, ни в Перми, – рассказывает Татьяна Изосимовна Кукаева.

Продавец Светлана Петровна Головнина в магазине работает два года: «Тут у нас не только товары покупают, но и новости узнают, общаются», — говорит она.

В «Селяночке», кроме продуктов первой необходимости, можно купить и бытовую химию, и канцтовары, и одежду. И даже ксерокопии сделать. Юлия Павловна Барашкова как раз забежала копировать документы.

– Я живу в Тойкино, сюда на работу езжу, потому что работы там ну совсем никакой нет. И магазина ни одного нет. А здесь мне нравится, тут в Плишкарях три магазина. И в «Селяночке», мне кажется, подешевле, хотя посмотришь: в других-то ведь то же самое продают.

По данным на 1 января 2019 года в Плишкарях и Тойкино проживает 340 человек. Для них работают три магазина: «Селяночка», «Волна» и «Ольга».

Пока мы общаемся с покупателями и продавцом, в магазин приходит хозяйка – Наталья Петровна Маковеева. «Селяночка» появилась в Плишкарях три года назад, и открыли её супруги Маковеевы. Раньше они занимались выездной торговлей, а потом как-то решили: хватит ездить, пора открывать свой магазин. Приобрели помещение. Начали с одежды, постепенно расширились. Появились продукты, канцтовары, бытовая химия.

Практически всё закупаем сами на базах. Базы, когда начинали, находили самостоятельно: по объявлениям, в интернете. Ездили, смотрели, чтоб было подешевле и качественней. Единственное, что нам привозят сюда – это молочку из Чайковского и мороженое, а все остальное везем сами.

Чтобы «запустить» работу магазина надо было проделать огромную работу. Изучить все экономические нюансы, зарегистрироваться в системе «Меркурий». Практически всё сейчас можно делать онлайн, — говорит Наталья Петровна, — на бумажных носителях осталось не так много. Сама она сейчас занимается только отчетностью, потому что в семье семимесячный малыш, которому надо уделять много внимания. А муж ездит за товаром и, порой, стоит за прилавком.

«Волна»

«Селяночка» – самый молодой плишкаринский магазин. А здешний старожил – это «Волна». Он открылся еще в 2004 году, поэтому нынче уже 15-летие можно торжественно отмечать. В «Волне» тоже несколько человек, но это не покупатели, а просто те, кто зашел пообщаться и погреться.

ПахтиновЗа прилавком сам хозяин – Алексей Константинович Пахтинов. — Что-то сегодня никого нет, замерзли или не проснулись, сетует он. Но покупатели не заставляют себя долго ждать.

Зашедшая женщина интересуется выпечкой. Свежие пирожки с ливером, капустой, яйцом и луком, выглядят вполне аппетитно, и стоят всего 23 рубля штука. Правда, денег у покупательницы нет.

– Ты мне запиши пока.

Алексей Пахтинов достает тетрадь и записывает сумму покупки. К этой тетрадке, неизменной спутнице всех деревенских магазинов, мы еще вернемся.

– А что делать, — говорит Надежда Павловна — покупательница выпечки, — только так и выживаем. Работы-то вообще нет у нас. Никаких радостей в деревне не осталось. А свежий воздух что? Он не поит и не кормит.

Алексей Пахтинов когда-то работал киномехаником в Плишкарях, но с закрытием киноустановки пришлось решать, что делать дальше. Сначала были у него магазины в Крюково.

– Откуда взяли первоначальный капитал?

– Никаких кредитов не брал. Друзья помогли с деньгами, постепенно долги отдал.

Магазин требовал постоянных забот, со временем поездки в соседнее Крюково поднадоели, и пахтиновский магазин перекочевал в Плишкари, а название осталось – «Волна». Теперь это маленький семейный бизнес: работают сам Алексей Константинович и его жена Лидия. Летом приезжают дочери из города – помогают.

Летом тут гораздо веселее: и народу много, и покупателей хватает. Сезонность в плишкаринских магазинах выражена довольно ярко. Зимой затишье, а летом, с приездом гостей из города – оживление.

– Сейчас самое мертвое время – январь и февраль, — вздыхает Алексей Пахтинов. Уезжают на зиму отсюда даже пенсионеры.

– Куда?

– Так с внуками водиться. Елена Александровна вон уехала, Аня, Тоня, — перечисляет он. Все уезжают, народа нет.

В то, что по статистике, в Плишкарях проживает триста человек, никто здесь не верит.

– Да какие там триста, нет у нас столько! К разговору подключаются «магазинные аналитики», которые зашли сюда погреться и пообщаться. Постепенно вспоминают и проблемы: безработица, отсутствие молодежи, да вот еще мусор с этого года свалился на их голову. Магазин еще и как деревенский клуб общения – вроде выговорились, и полегче стало. Дальше живем потихоньку.

«Ольга»

ОльгаСледующий магазин, под названием «Ольга», принадлежит супругам Смирновым и находится дальше, не в центре села. Тем не менее, по словам Ольги Смирновой, у них есть свой контингент покупателей.

– Удобно тем, кто живет рядом. Учителя часто заходят, тут недалеко школа.

Ольга и Сергей Смирновы занялись торговлей семь лет назад. Сначала был маленький магазинчик, потом товара стало все больше и больше – появился пристрой. Средства на открытие магазина накопили благодаря пчеловодству, у Смирновых своя пасека.

Товар в основном привозят поставщики, за это время появились проверенные. Сами ездят только за посудой и подарками. В последнее время поставщики стали делать акции, некоторое товары предлагают подешевле, соответственно, и магазин регулирует цену, тоже объявляет акцию, раскупают лучше.

Ольга стоит за прилавком, все остальные заботы по работе магазина берет на себя её муж Сергей. Он окончил сельхозакадемию по специальности «строительство». Но работы не было, и пришлось, в буквальном смысле, самому строить свою жизнь. Сначала дом, потом вот свой маленький бизнес. Зато теперь повседневная жизнь налажена, магазин работает, дети учатся в школе, и жена при деле – а то работу здесь не найти. Магазин назван, конечно же, в её честь.

– Работа у нас с людьми, поэтому самое главное, с ними ладить, быть доброжелательным и стараться найти подход к каждому, — говорит Сергей.

А это не всегда бывает просто. Люди живут небогато, очень много пенсионеров. Доходы скромные, и многим приходится отпускать товары в долг.

Тетрадь, которая тянет вниз

Тут и возникает та самая тетрадка, которая есть во всех деревенских магазинах. Работать в долг никому из продавцов не нравится, но ничего не поделаешь, потому что иначе вообще можно закрываться. В основном долги возвращают, — говорит Ольга Смирнова, — ну, если кто не вернул, то в черный список попадает, но таких мало, большинство честно отдает.

Наталья Петровна Маковеева, хозяйка «Селяночки», при разговоре о тетрадке вздыхает.

– Проблема такая везде, и это очень тянет вниз. Долги, конечно, приносят: пенсию получили, вернули, потом снова в долг. А если не выручишь человека, он больше к тебе в магазин не придет, так что как тут не пойти навстречу.

– Вот в субботу пенсия, инвалидам будут выдавать, они пойдут долги гасить, — вторит Алексей Пахтинов. — Так и получается, что отдаём всё под пенсию в тетрадочку. Оно, конечно, приятней, когда в кармане шуршит, но ничего не поделаешь. Случается, что и прощаешь долги. А бывает и так, что похоронишь человека вместе с долгами – не доживает до пенсии.

Градус оптимизма

Держаться на плаву плишкаринским магазинам становится все сложнее. Сказывается не только ежегодное уменьшение населения. Давят торговые сети, близость Елово тоже вносит свою лепту – частенько люди ездят закупаться в райцентр.

– Да и мы тут между собой неплохо конкурируем, — говорит Сергей Смирнов.

Три магазина на триста человек – многовато. Не все выдерживают. Например, магазин потребкооперации «Вероника» закрылся. Тем не менее, они умудряются существовать вместе, с разной долей успешности, в небольшом селе. С этого года выросли налоги, теперь необходимо устанавливать онлайн-кассы. Кстати, плишкаринские магазины их закупили, а стоит такая касса – 40 тысяч рублей. Ощутимый удар по бюджету маленького предприятия.

Градус оптимизма у них разный. Веселее всего смотрят в будущее, как показалось, владельцы магазина «Ольга».

– Есть трудности, но, в целом, все в порядке. Рост налогов уже принимаем как данность, — улыбается Сергей Смирнов, — раз налоги необходимо платить, то ничего с этим не поделаешь. Будем продолжать работать, дети в школе здесь учатся. Куда мы? Другой работы все равно нет.

Гораздо меньше оптимизма у Натальи Маковеевой из «Селяночки». Хотя это единственный магазин, где в утренний час было много покупателей.

– Тяжело очень, налоги растут, цены поднимаются, это со стороны кажется, что раз есть магазин, то значит процветает, а на самом деле все не так радужно.

– Не собираетесь закрываться?

– В этом году впервые подумали, что может быть лучше и проще работать «на дядю». Но закрываться пока не планируем, будем до конца бороться.

А самый опытный предприниматель, пенсионер с 15-летним стажем торговли Алексей Пахтинов отвечает так:

– Работали и будем потихоньку работать.

— Еще 15 лет простоите?

– Больше! Лет сорок. Хотя нет, 40 много – 39. Мне тогда сто лет будет как раз.