«Дубровское государство». О чем говорили на встречах в Дуброво и Шульдихе
Наталья Красносельских
Встречи в Дуброво и Шульдихе, уж так повелось, всегда проходили непросто. Эмоций оказывалось больше, чем времени на общение. Жители Дубровского поселения всегда считали себя самобытной, ни на кого непохожей территорией (и вполне заслуженно), да и Шульдиху тоже привыкли воспринимать «своей». Но нынче ситуация такова, что Дубровское поселение, как и все остальные, находится в процессе ликвидации из-за объединения в округ. А Шульдиха даже не вошла вместе с Дуброво в избирательный округ № 4 на грядущих выборах депутатов. Какие же настроения в этой «особой» территории на пороге перемен?
Шульдиха
Тон встрече в Шульдихе (да и в Дуброво тоже) задала Лидия Вячеславовна Лозинская. Бессменная глава поселения, почти 15 лет на этом посту, теперь Лидия Вячеславовна — председатель ликвидационной комиссии и должна передать все вопросы поселения в руки главного специалиста Александры Петровны Бардиной.
Неуютный год
Лидия Лозинская с грустью отметила, что прошедший 2019 год стал самым «неудачным и неуютным» для неё в этой должности. Главная боль — так и не удалось отремонтировать улицу Чапаева в Дуброво. А ведь вроде и сумма была выделена немалая – 3 млн 750 тыс рублей на текущий ремонт. Но никто из подрядчиков не заявился, 4 раза лот выставляли на аукцион – и всё зря.
Глава района Антон Алексеевич Чечкин, комментируя эту ситуацию, призвал вспомнить, каким дождливым было лето, из-за этого не все брались за работу. Кроме того, видя текущее состояние дороги (а оно очень плохое) и оценив объем работ, подрядчики даже за такую сумму не готовы выполнять подобную задачу. Однако в этом году дорогу снова попытаются отремонтировать.
— Мы уже отремонтировали спуск в Шульдиху – напомнил людям глава, — а до этого почти 15 млн рублей было затрачено, чтобы отремонтировать дорогу от Калиновского поворота до Дуброво. Да, дорога объездная, но проехать по ней все равно стало комфортней. Теперь мы «упираемся в Чапаева». В планах на 2020 год фрезеровать весь асфальт от Дуброво до Шульдихи и от Дуброво в сторону Паньково, а после этот же фрезерованный материал выложить на дорогу. Часть материала хотим подготовить и положить на улице Чапаева.
А Лидия Лозинская продолжала перечислять моменты, которые испортили настроение в 2019 году. Так было подготовлено несколько социальных проектов, но ни один из них не получил поддержки. К реализации принят только проект инициативного бюджетирования – волейбольная площадка в Дуброво.
Рассказала глава поселения и о цифрах газификации. На сегодняшний день в Дуброво договоры на газификацию заключили 29% от общего числа хозяйств, в Шульдихе 26%.
Близка к критической ситуация с коммунальными платежами. Жители Шульдихи должны в общей сложности больше ста тысяч рублей. В Дуброво около ста тысяч.
— Есть те, кто вообще не платит, очень тяжело так работать! – пожаловалась Лидия Лозинская, — по злостным неплательщикам обращаемся в суды, но результатов пока нет. С таких должников, как правило, взыскивать формально нечего, так как они нигде не работают. Призываю вас, давайте разговаривать с людьми, убеждать их, чтобы оплатили.
И опять о мусоре
Особое оживление в зале вызвало обсуждение темы вывоза мусора. Причем тут, можно сказать, «сцепились» друг с другом сами жители. А дело в том, что мусоровоз приходит в Шульдиху редко. Есть оборудованная контейнерная площадка – но на ней нет контейнеров, и за две недели ожидания мусоровоза на площадке скапливается мусор, который растаскивают собаки.
— Вы ведь прекрасно знаете, когда машина должна приехать, не надо выставлять мусор за две недели! Это от нас зависит! – пыталась перекричать спорящих шульдихинцев Лидия Лозинская.
Потом она рассказала, что жители Паньково и Зоново, чтобы не стоять в ожидании машины, сами сколотили себе ящики, куда кидают мусор.
Также в Шульдихе в этом году должна появиться еще одна оборудованная контейнерная площадка. По поводу места её установки опять возник спор. Никто не хочет такую площадку рядом с домом.
— Строительный сезон еще не начался,- ответил глава района, — если у вас сейчас есть желание перенести площадку, то вы между собой решите, и скажите об этом нам, договоримся и согласуем удобный вам вариант. В целом, в этом году появится 20 новых площадок, а всего в районе нам нужно оборудовать 94 площадки, и это будет другая система сбора мусора. Скоро должны начать развозить новые контейнеры, они будут уже с крышками.
А что с медициной?
— А что с медициной? Что с медицинским обслуживанием? – голос вопрошающего, кажется, тонет в шуме «мусорного» обсуждения.
К сожалению, о медицине, ни в Шульдихе, ни в Дуброво из первых уст услышать было нечего. Антон Алексеевич Чечкин взял медицинские вопросы «на карандаш» и они будут переданы в Еловскую ЦРБ. Андрей Васильевич Котомин — главный врач одновременно Еловской и Осинской больниц, просто физически не может ездить по встречам из-за занятости. Никто из персонала Еловской ЦРБ тоже не приехал. По причине занятости — так сказал глава. Пожалуй, этот штрих — отсутствие представителей здравоохранения, стал самым большим минусом на всех отчетных встречах этого года. Ведь для жителей маленьких деревень такие встречи – единственная в году возможность задать вопросы, да и просто ощутить, что о них не забывают.
Кроме того, шульдихинцев волновали вопросы скоростного интернета, освещения, перерасчета квитанций за мусор, многие из них до сих пор приходят с ошибками.
Дуброво
Все меньше, и меньше, и меньше…
На встрече в Дуброво Лидия Лозинская снова напомнила своим землякам о том, что принято решение о ликвидации поселения и подвела итоги года. Кроме сокращения численности населения (умерло за год в Дубровском поселении 14 человек, а родилось трое), идет и сокращение ЛПХ, и уменьшение стада. Коровье поголовье здесь методично подсчитывают из года в год. Нынче в личных подсобных хозяйствах коров уже только 57, а в прошлом 64. Если учесть, что в тучные времена у местных жителей было целых четыре стада, и стадо в 50 коров считалось маленьким, то масштабы сокращения понятны.
Не добавляет оптимизма и закрытие одной из построенных не так давно крупных ферм. Недавно появлялась информация о том, что ферму собственники выставили на продажу.
— В 2019 году почти наполовину сократили они количество коров. Одна ферма (вторая) уже не доится,- рассказала Лидия Лозинская, — вот такая не очень красивая картина.
Культурные вопросы
Далее слово держали представители соцзащиты Яна Видасовна Дементьева, Лариса Владимировна Сальникова, образования — Валентина Николаевна Пономарева, полиции – Андрей Васильевич Мартюшев. При выступлении руководителя отдела культуры Татьяны Николаевны Кужлевой возникло сразу несколько вопросов.
Первый из них о текущем статусе детской музыкальной школы. Отвечал на него глава района:
— Начнем с того, что Дубровский филиал ДШИ существовал только де-факто, де-юре его не было. Еще при прежнем руководителе филиал не был вписан в лицензию. А все тяжбы привели к проверке, по результатам которой от филиала пришлось отказаться.
— Планируется ли вновь открытие филиала?
— Нужны желающие обучаться, если будет класс набираться, то начнем рассматривать данный вопрос. Но объективно я не уверен, что это получится.
Далее жители Дуброво поинтересовались, можно ли увеличить количество культработников в местном ДК? На это глава района ответил, что на открытие новых ставок денег в бюджете нет. Сейчас стоит задача, в первую очередь, повысить зарплату уже существующим культработникам, и можно гарантировать только то, что никто из них не будет сокращен.
Самые самобытные
После доклада главы, в котором он рассказал об итогах работы с 2016 года, жители Дуброво проявили себя нестандартно и задали вопросы, которых на других встречах не было слышно. Например, живо поинтересовались сутью поправок в Конституцию и попросили напечатать информацию об этом в «Искре Прикамья». Глава ответил, что если есть необходимость, то можно организовать встречу с пермскими юристами, которые разъяснят поправки подробно.
Кроме того, задали вопрос о том, почему Шульдиха теперь не относится к избирательному округу, в который входит Дуброво:
— Чем руководствовались при нарезке округов? Шульдиха — это исторически наша территория, не хочется людей терять. А то опять будет как пять лет назад, когда того депутата никто за весь срок и не увидел.
— Все округа стали многомандатными, — ответил Антон Чечкин, — и на каждый должно приходиться определенное количество жителей. На один округ у нас примерно 1700 избирателей, мы и Елово «резали», поменялись и участки, и округа.
Далее глава напомнил, что и на прошлых выборах Шульдиха уже не входила в округ вместе с Дуброво:
— Вы так говорите – дубровское государство, будто всё остальное отдельно. Да нет такого. Есть Еловский муниципальный округ. Мы все вместе и депутаты общие!
— Вот это и опасно.
— Почему?
— Потому что за территорию никто не будет бороться!
— Если вы так считаете, то есть самый лучший путь — выдвигать как можно больше в депутаты тех людей, которые будут бороться за территорию.
Патриотизм дубровцев проявился и в вопросе Юрия Мамаева, который напомнил, что у Дуброво есть свой герб, и он раньше был на печати поселения. А теперь что?
— Теперь ваш герб будет в музее, а на печати будет герб Еловского муниципального округа,- ответил глава,- вот чувствуете вы все-таки свою…самобытность!
Звёзд с неба не обещают
Вопросов было еще много. Так спрашивали про квитанции на вывоз ТКО — сейчас этот вопрос будет держать на контроле и собирать актуальную информацию Александра Петровна Бардина. Про проблемы с освещением говорили и в Дуброво, и в Шульдихе. Тут глава на этот год ничего не обещал, проблему начнут решать кардинально в 2021 году, когда Дуброво или Шульдиха попадут в программу комплексного развития сельских территорий.
Заботит дубровцев и чистота местного озера, в которое стекают нечистоты с фермы. Уже писали жалобы в 2019 году, но дело с места не сдвинулось. Необходимо доказать наглядно фактами вред, который наносится водоему. Глава обещал по возвращении со схода написать по этому поводу обращение в прокуратуру.
Также Антон Чечкин рассказал жителям Дуброво, что по уровню финансирования дубровское поселение находится на втором месте в районе. Поэтому с тем, что их обходят вниманием, глава не согласился.
— У нас был период стабилизации и уже начинается позитивная динамика, которую нужно продолжать. Не надо предъявлять завышенных требований. Звезд с неба мы не сорвём, но, договорившись и конструктивно действуя, можно решать много вопросов.