Еловские музыканты 70-80-х годов вспоминают молодость

Вера Прокушева

Оформитель, учитель музыки, водитель, связист, школьники. Что могло объединять этих людей в 70-80-е годы в Елово? Увлечение музыкой, которое привело их в вокально-инструментальный ансамбль (ВИА). Большинство без музыкального образования, но с отличным слухом, голосом, чувством ритма. Участники ансамбля разных лет Лариса Ставрова (в то время Санникова), Надежда Качина (Бобылева), Юрий Жуланов, Наталья Шилкова (Гершкович), Эльвира Кашбиева вспоминают о том времени.

Эльвира Кашбиева. Александр Сальников, Лариса Ставрова и Татьяна Рудомётова

Многие парни учились играть на гитаре дома, набивая мозоли от струн. Талантливые ребята приходили в школьный ансамбль. Поначалу состав был только мужской, но потом пригласили солисток. В 1975 году, в 14 лет Ларису Ставрову (Санникову) в ансамбль привела сестра. Лариса училась в музыкальной школе, участвовала в конкурсах. Её чистый пронзительный голос – дискант очень был похож на тот, что у исполнителя песни «Ямайка» итальянского мальчика Робертино Лоретти. В детстве Ларису возили на телевидение и даже пригласили учиться в Ленинград развивать голосовые данные, но мама побоялась отпускать ребёнка так далеко. Лариса продолжила петь в родном селе.

Ещё одна солистка Надежда Качина (Бобылева) уверена, что голос ей достался от отца. У него был баритон ближе к басу, как у оперного певца Хворостовского. Летом Надежда подрабатывала на маслосыркомбинате и пела в шуме установок. Учительница музыки Эльвира Александровна Кашбиева пригласила одарённую школьницу в ансамбль – так сбылась Надина мечта. «Был голос, но не хватало знаний. Съедала буквы в своей первой сольной песне «Снега к снегам, дожди к дождям», и руководитель ансамбля, саксофонист, директор школы искусств Валерий Фоменко учил сценическому пению», — вспоминает Надежда.

Танцы под живую музыку

Сначала музыканты занимались в школе, затем перебрались в дом культуры. Чем труднее было дотянуться до мечты, тем больше она манила. В 70-80-е годы музыку слушали на проигрывателе, пластинки с большим трудом доставали из-под полы, через знакомых из поездок. В киоске «Союзпечать» у кинотеатра покупали литературно-музыкальный журнал «Кругозор», где были вкладки с гибкими грампластинками песен советской эстрады, а ещё западных групп «АBBA», «The Beatles», «Baccara» и других. Подобранную песню музыканты разбирали по частям, переводили на ноты. Валерий Фоменко и Эльвира Кашбиева подбирали аранжировки. Не знакомые с нотной грамотой самоучки добивались похожего звучания по слуху. Репетировали допоздна, выступали на вечерах в школе, на танцах в доме культуры. Представьте – по средам и субботам в доме культуры на улице Советской было не протолкнуться, потому что в программе танцы под живую музыку. «Люблю цыгана Яна» (привёз Витя Ощепков из плавания), «Синий иней» (даже пытались на английском петь), «Ежедневно меняется мода», «Всё напоминает о тебе», «Листья жёлтые» — эти шлягеры были очень популярные. Девушки теряли голову, когда пели юноши: Александр Быков «Там, где клён шумит», Юрий Фотин «Я готов целовать песок, по которому ты ходила».

Если сыграли три раза подряд «Мясоедовскую улицу», танцы заканчивались

В те годы ансамбль называли «ИВА», взяв за основу имена участников: Игорь, Владимир, два Александра. Позднее переименовали во «Все цвета радуги», название нарисовали на барабане.

Александр Быков, Александр Сальников, Юрий Фотин, Игорь Кучукбаев, Юрий Жуланов, Владимир Антонов, Эдуард Сырбачев, Эльвира Кашбиева, Наталья Шилкова… Список участников можно продолжать, потому как юноши уезжали дальше учиться после школы, уходили в армию, а их заменяли другие ребята.

Для молодёжи танцы были возможностью показать свои наряды, здесь знакомились. Девушки заказывали платья швеям в быткомбинате, солистки – длинные платья в пол. Не отставали и юноши, щеголяя в модных брюках клёш. Сложнее было достать обувь. Однажды в дом культуры приехали с концертом артисты из Ленинграда, и участница предложила еловским девушкам купить её босоножки. Очень красивые, высокие, но изрядно поношенные предлагала за 50 рублей. Очень дорого, притом, что зарплата за месяц в селе была 80 рублей. В большой семье Ларисы Ставровой старшие братья поддерживали младших ребят. Туфли ей и сестре купил брат Валентин в командировке, участвуя в строительстве БАМа.

Веяния моды прослеживались и во внешности. Юноши отращивали волосы. «Очень красивый был Александр Быков, вылитый Ален Делон. Поклонниц у участников группы было хоть отбавляй, некоторые девушки даже делили их и дрались на улице. Однако парни сами выбирали, с кем дружить, чаще всего неместных, городских девушек, думая уехать с ними. В то время в Елово приезжало много молодых специалистов по распределению», — вспоминает Лариса Ставрова.

Эльвира Кашбиева приехала в Елово в 1976 году после музыкального педучилища. Через год она вошла в состав ансамбля как клавишник, на синтезаторе «Ионика». «Аппаратура была достойная по тем временам. Когда в Елово приехал с концертом ансамбль с завода имени Свердлова из Перми, его солисты удивлялись, что в Елово тоже есть ВИА с профессиональным исполнением», — вспоминает Эльвира. Отработав три года, вернулась в Пермь и по настоящее время работает музыкальным руководителем в детском саду.

В культуре тоже прослеживалась партийная идеология. В зале среди надписей с лозунгами, участники ансамбля несли музыку в народ. Выступали на праздниках в еловских организациях и на предприятиях. В Елово их любили, включали в программу почти каждого мероприятия. «Хочется вечером праздник провести. Директор дома культуры Серафима Германовна Степанова говорит нет, и всё. Нас уговаривает молодёжь с улицы, мы идём к Степановой. А та ставит условие – вымоете после танцев огромный зал, тогда да. Мы пол мыли, ребята с улицы помогали», — вспоминает Лариса Ставрова. Участвовать в ансамбле, исполнять красивые современные песни было модно.

 

Статью полностью читайте в газете «Искра Прикамья» № 42 от 26.10.2023