Еловский работник скорой помощи рассказал о буднях экстренной службы

Философы с крепкими нервами

Вечер пятницы для большинства людей — это завершение трудовой недели и повод расслабиться, но только не для работников скорой помощи. В девять вечера начинается смена, на которую заступают фельдшер Игорь Хасамутфиров и водитель Александр Окулов. Они работают в одной бригаде уже больше десяти лет. А Игорь Хасамутфиров на еловской скорой трудится аж с 1989 года.

Родился он в Частинском районе, на другом берегу Камы. Вырос в многодетной и трудолюбивой семье, у Игоря Михайловича 4 брата и 4 сестры! Все они получили образование, а трое из сестер тоже стали медиками. Одна из них и посоветовала брату пойти в медицинское училище. В Чайковское медицинское он поступил легко, можно сказать, играючи. И учился в экспериментальной группе. 32 человека, из которых 22 парня. Это притом, что в медицинском мужчин всегда не хватало. Но выпуск Хасамутфирова был в основном мужским, потому что изначально готовили из них военных фельдшеров. Многие парни из его группы потом воевали в Афганистане.

А двадцатилетний Игорь Хасамутфиров к окончанию учебы уже был женат и в Афагнистан не попал, но в армии отслужил. Тогда все служили, и он стремился в армию. «Как это, у меня все братья служили, а я не пойду?», — говорит он. Так как парнем рос спортивным и был кандидатом в мастера по легкой атлетике, то попал в спортивную роту. Потом продолжил службу в госпитале.

Елово стало второй родиной

Как попал в Елово? Все просто. Жена Надежда — местная, поэтому и для Игоря Михайловича Елово стало второй родиной. После армии устроился на санэпидемстанцию. Но сразу понял, что эта работа не по нему, слишком уж много кабинетной рутины. А в службе скорой помощи он хотел работать всегда, поэтому, как только появилась возможность и освободилось место, без сожалений расстался с СЭС и перешел в скорую. И вот, с тех пор, с того самого 1989 года, работает фельдшером скорой помощи. Был, правда, небольшой перерыв, уходил в профтехучилище, ныне колледж, заведовать медпунктом, но потом вернулся обратно.

На вопрос, что так привлекает в работе скорой помощи, отвечает кратко: разнообразие и непредсказуемость. И это несмотря на то, что такое разнообразие включает в себя ежедневный стресс. Неслучайно считается, что у тех, кто работает на скорой, самая высокая смертность среди медиков. Интенсивный график, стрессовые ситуации дают о себе знать. В последнее время стало еще и очень много бумажной работы. Если раньше фельдшер должен был заполнять небольшую карточку пациента, то теперь это внушительный талмуд, с которым без сноровки можно и час провозиться.

До чего дошел прогресс

С другой стороны, раньше, например, не было такого количества медицинской техники. Игорь Михайлович вспоминает, что когда в Еловскую больницу поступил первый электрокардиограф, (современный, небольшого размера), то на него приходили посмотреть все, от врачей до санитарок. Еще бы, до этого кардиографы были весьма громоздкими и неудобными. А сейчас прогресс ушел еще дальше. Портативный аппарат для измерения работы сердца у каждого врача с собой, ЭКГ снимают прямо на вызове. Хотя врачи старшего поколения, по словам Игоря Хасамутфирова, могут выявить проблемы с сердцем и без помощи кардиограммы, по клинической картине.

Новые автомобили скорой помощи тоже оборудованы самым необходимым, тем, что может срочно понадобиться на вызове.

Эта служба и опасна, и трудна

Вот только, сокрушается Игорь Михайлович, много стало в последнее время таких вызовов, где человек вполне мог бы обойтись и без скорой, но настаивает на том, чтобы врачи приехали. Приезжаешь, а там, как он выражается, «пальчик кто-то поранил», или того хуже, люди сильно выпившие. За тридцать лет работы на скорой много разных историй накопилось. Не всегда пациенты встречают бригаду скорой помощи адекватно, и бросались на врачей, и душили, чего только не было. Хоть и благородная это работа — спасение людей, но бывает опасной.

Некоторые случаи особенно врезаются в память, до сих пор помнит Игорь Хасамутфиров молодого парня, который пьяным уснул на улице, да неудачно — лицом вниз. Нашла его поутру спешащая на работу женщина, вызвала скорую, приехали, а тот уже аж вмерз в ночной ледок. Ничем помочь было нельзя, умер от переохлаждения.

Без паники

— Игорь Михайлович, район небольшой, наверняка многих пациентов вы знаете лично. Это помогает или мешает работать?

— Скорее мешает, — отвечает Хасамутфиров, — у врачей есть негласное правило, не работать с родственниками.  Я, например, никогда не даю консультаций знакомым по телефону, если даже очень просят. Потому что на расстоянии я не могу увидеть человека, а полагаться только на его жалобы нельзя. По телефону они там тебе такого могут наговорить. Тем более, что большинство людей, когда требуется экстренная помощь, находятся в состоянии паники.

Как бороться с паникой пациентов и родственников? Тут надо быть хорошим психологом. Часто, чтобы вывести человека из панического состояния нужно действовать жестко, — уверен Хасамутфиров.

Два года назад пришла пандемия, и количество вызовов скорой, без того немалое (до 15-16 вызовов за сутки), еще увеличилось. Поначалу люди очень боялись неизвестности, и даже небольшая температура их пугала. «Поступало много звонков, диспетчеры консультировали, — рассказывает Игорь Михайлович, — если люди настаивали, то мы конечно, выезжали. Но в основном занимались уже тяжелыми больными и их транспортировкой. Развозили по разным территориям, беременных и рожениц в Краснокамск, людей с больными почками аж в Березники приходилось, а также в Чайковский, в Осу перевозили».

Полную версию статьи читайте в «Искре Прикамья» №16 от 29.04.2022