Жительница Брюхово мастерит необычные игрушки
Таксы, роботы, куклы
Вера Прокушева
-У меня есть кукла, которую никто не видел, она убрана даже от домочадцев, иначе потеряется её действие защищать дом от плохого, — говорит мастерица Татьяна Козицина из Брюхово. Она верит, что её куклы не только созданы для игры, а ещё могут помочь в разных ситуациях.
Однажды Татьяна Борисовна сшила куклу-желанницу старшей внучке. Старшекласснице нужно было водиться с младшими братьями-двойняшками. Мама на работе, девочка первая помощница, забот добавилось, а хочется столько всего успеть.
-Ты должна попросить у ней желание, а за это сделать ей подарок: косу заплести, бантик повязать, бусинку повесить, украсить. И проговорить, что будешь делать, чтобы желание исполнилось. Говори с ней, советуйся, и она тебе будет помогать, — напутствовала бабушка.
Прошло несколько лет. Внучка поступила в университет, и попросила бабушку сшить новую желанницу, старая потерялась при переезде семьи в другой город – куколку ей было очень жаль, она помогала. Желанницу делают в подарок для близкого человека, себе нельзя. Ещё одна кукла плакушка в очень длинном сарафане предназначена, чтобы всё ей рассказывать, плакать и утирать слёзы этим сарафаном. Что это – оберег, внушение? Скорее психологический приём, кукла позволяет человеку остановиться, обдумать мысли и поступки, найти выход из трудной ситуации. А идут они из старины, от наших предков. Куклы все добрые, их делают в хорошем настроении и без мужского начала рядом.
Куклы с историей
Куклы в доме Козицыных даже на подставке для цветов. В пышной зелени вьюнка щурит озорные глаза клоун. Татьяна Борисовна сшила его на выставку рукоделия. Вернувшись с обзора, клоун обосновался в цветах. А на другую выставку в музее «Игрушки детей Великой Отечественной войны» Татьяна Борисовна смастерила бабушку в меховом жилете, узорчатом платье, валенках и с корзиной цветов в руках. Серебряные пряди, добрый открытый взгляд, как живая. У сельских рукодельниц была цель найти старые куклы и сравнить с тем, что сейчас шьют. Пандемия дала толчок к тому, что жительницы Брюхово начали шить игрушки дома.
Делать кукол Татьяна Борисовна начала уже взрослой. Увидела в интернете и решила сделать куклу для хранения полиэтиленовых пакетов, их обычно много в доме после похода в магазин, рачительные хозяева их не выкидывают, а прибирают. Такая кукла помогает собрать пакеты. За этой куклой пошли другие. Надо было радовать гостивших внучат. Появились мягкие зайцы в стиле тильда, с которыми дети укладывались спать и не хотели расставаться, затисканные, но добрые и милые.
Сейчас полки магазинов ломятся от изобилия пластиковых барби, винкс, машинок. Но интерес к этому у ребёнка на полчаса. Другое дело куклы ручной работы, у них как будто есть душа и необычная история. Как-то Татьяна Борисовна сшила таксу и поставила ревун. Стоит нажать на тельце, и механизм издаёт пронзительный звук, похожий на тявканье. Четверо внуков приехали – им стало надо всем такую, пришлось сделать ещё.
Шью себе – отдаю внукам. Увижу что-то интересное в интернете, и сразу хочется сделать, настроение поднять
Книжки и «Чайка»
Развивающие книжки стала шить, когда внуки пошли. В виде робота, у которого конечности съёмные, составные, всё отстёгивается, двигается. В ход идёт цветной фетр и ткань, ленты и нити, бусины и липучки, шнуровка. Листая её, малыш через ладошки развивает мелкую моторику, узнаёт буквы и цифры – сплошная польза. Самый младший двухлетний внук увёз в садик, больше пятидесяти книг заказали знакомые. Шедевры шьёт вручную и на машинке.
Материалы для книжек Татьяна Козицына покупает в Елово и на заказ в местном магазине товаров повседневного спроса. Увлечение позволяет немного заработать, ведь мастерица вкладывает свои средства и силы. Пробует сделать что-то новое. Увлеклась народной куклой. Скрученные из куска ткани куклы многолики, и в руках мастера обретают смысл. Зная это, Татьяна Борисовна уходит мастерить их в отдельную комнату-мастерскую, куда в это время не заходит глава семьи Александр Иванович. В работе помогает швейная машина, старая ножная «Чайка». С неё, пожалуй, всё и началось. Когда росли дети Козицыных, в магазинах толком из одежды ничего не было, а одеваться надо было. Вот и приходилось исхитряться, самой шить распашонки и ползунки. Купила рубашку, разрезала её, скроила, и стала шить рубашки, брючки детям. Учила мама и школьный предмет домоводство.
Татьяна Козицына по образованию агрохимик. Работала агрономом, секретарём в сельском совете, экономистом в колхозе. А потом колхоз стал распадаться, и она перешла работать учителем сельхозтруда в коррекционную школу. Получила второе высшее образование – социальный педагог, организатор реабилитационной работы. Позднее перешла завучем. Рукоделие пригодилось во время работы с детьми, учила их ковровой вышивке. Когда вышла на пенсию и пошли внуки – снова начала шить, но уже больше для души. Схемы чертит сама или берёт в интернете. Сначала прихватки, потом кукол, мышек в год Мыши по восточному календарю, кошек, коровушек. У себя почти ничего не остаётся, поделки уходят на подарки. Мастерит зимой, когда больше свободного времени, летом огород. Увлеклась русскими обрядовыми куклами, в доме досуга проводила мастер-класс «Кукла – берегиня дома» для женщин серебряного возраста и участников ветеранской первички. У каждой куклы своя история и предназначение.
Полную версию статьи читайте в газете «Искра Прикамья» №26 от 07.07.2022