Жительница Елово научилась жить с детским церебральным параличом
Вера Прокушева
Валентине Стариковой каждый шаг даётся с трудом. Чтобы побывать на улице, ей нужно спуститься по лестнице из своей квартиры со второго этажа. Однако это обстоятельство Валентина Федоровна воспринимает как возможность больше двигаться. У Валентины детский церебральный паралич, проявляющийся в трудностях с ходьбой. Заболевание осталось с ней на всю жизнь, но она научилась с ним жить.
Валентина Старикова по специальности швея. 22 года работала в быткомбинате, затем 7 лет в комплексном центре социального обслуживания населения, а сейчас она на заслуженном отдыхе. Но мало кто знал, что Валентина Федоровна постоянно борется с обстоятельствами. Чтобы успеть на работу, выходит из дома в семь часов утра. Тогда, в 70-е годы, о такси по Елово не было речи, а дороги были плохого качества. Не раз ей приходилось оступаться и падать, но она поднималась и шла дальше.
Три месяца в гипсе
Валентина – второй ребёнок в семье Стариковых из деревни Батуи, поначалу росла как её сверстники. Но когда ей исполнилось три года, мама Антонида Федоровна заметила, что дочка не может ходить без опоры. Медики развеивали опасения, советовали давать ребёнку больше овощей, мяса, молока, чаще выводить на прогулки. Однако в доме с большим подворьем всё это и так было, но ситуация не менялась. Тогда мама через родственника – военного записалась на приём в пермскую поликлинику. Обследовав, врачи определили у девочки детский церебральный паралич (ДЦП). Это не наследственное заболевание, оно формируется при беременности. Вылечить нельзя, но многие нарушения можно скорректировать. Чем раньше начинать терапию, тем лучшего результата можно достигнуть. В Валином случае врачи сказали, что время упущено, однако провели операцию и взяли на попечение. Три месяца девочка находилась дома в гипсе, отец Федор Дионисович выносил малышку на улицу. Затем курс реабилитации в клинике.
За свою жизнь Валентина перенесла семь операций
Мама каждый год возила дочку по больницам, в санаторий по льготным путёвкам. Понимая, что дочке придётся трудно, настраивала учиться двигаться. Врачи и родители добились, чтобы девочка стала ходить.
В Батуях пошла в первый класс на костылях, а ей очень хотелось бегать с девочками. Бывало, кто-то из ребят толкал её в грязь, она плакала и поднималась. Мама настраивала дочь не сердиться, проявлять к людям больше добра, поддерживала силу воли.
В пятый класс средней школы в соседнее село Брюхово Валентина перешла уже без костылей, своими ногами. Автобусного подвоза тогда не было, девочка неделю жила в интернате, домой приезжала на выходные то на попутном тракторе, то с отцом на мотоцикле. В школе её попечителем стал учитель и директор Аркадий Алексеевич Брюхов. Валентина ему очень благодарна. Она старалась ни в чём не уступать ребятам, стремилась ходить как все. Зимой со своим классом выходила на урок физкультуры. Чтобы поддержать отважную девочку, учитель подобрал приём – пока остальные бегали на лыжах, выдавал санки кататься с горы.
В 1979 году комиссия присвоила Валентине Федоровне вторую группу инвалидности пожизненно. Это расстроило. Словно из вида капитана скрылся маяк, цель, к которой он стремился всю экспедицию. Валентина плакала, дала волю эмоциям, ведь она живой человек. Но вновь взяла себя в руки.
Швейное дело
После школы Валентина Федоровна выучилась на швею в Сарапульском училище. Устроилась на работу в быткомбинат в Елово, где занимались пошивом одежды на заказ для населения района. В сложные времена предприятие закрылось, швеи стали разъезжаться. Валентина Федоровна оказалась без работы, но не смогла смириться с тем, чтобы сидеть дома. Её приняли швеёй в комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН). Трёхэтажное здание было центром разносторонней заботы и попечения проживающих там пожилых людей. Валентина шила им бельё, рубашки, халаты. Был тут и траурный магазин, ей приходилось заготовлять целые километры рюш, лент. Нередко работала и в выходные. Валентина швея лёгкого платья, но ей приходилось выходить и за рамки своего направления, когда обтягивала диваны и кресла центра плотным материалом. Всё это для престарелых нетребовательных бабушек и дедушек, но она старалась выполнять работу так, будто приёмщиком был самый взыскательный эксперт.
Вскоре в центре началось сокращение, в 50 лет Валентина Старикова вышла на пенсию, но продолжила следить за своим самочувствием. Много лет поддерживающее лечение ей подбирал хирург Еловской больницы Алексей Глазунов, после его отъезда её консультирует врач Надежда Кокорина. В преодолении заболевания роль играет и санаторное лечение. Валентина Федоровна на курорт ездила от соцзащиты, покупала путёвку за свой счёт, но сейчас с удорожанием всего, в том числе и отдыха, это для неё стало накладно. Без оптимизма и жизнелюбия это обстоятельство трудно принять, тем более, если человек стремится открывать мир для себя. С восторгом Валентина Федоровна вспоминает, как вместе с ребятами из училища ездила путешествовать в Минск. Многие памятные места обошла, хотя и с передышками, зато сколько новых впечатлений получила.
Группа поддержки
С передвижением в своём селе сейчас проще. В больницу и до организаций можно доехать на такси. В ближайший магазин Валентину чаще всего сопровождает кто-то из близких. Галина Пермякова, Тамара Пешина, Людмила Майоршина – подруги, проверенные временем, рядом не только в радости – в день рождения устроить праздник с шутками-переделками, но и когда нужна помощь – окучить или выкопать картошку, провести ремонт.
Полную версию статьи читайте в «Искре Прикамья» №47 от 01.12.2022