За что глава поселения на главу района обиделась
— Как тепло сегодня здесь! – приятно удивлялись женщины, пришедшие в Шульдихинский дом досуга послушать отчёт местной власти.
— Как дошли по скользкой дороге? Чего мужиков с собой не привели? – с шутками встречали односельчанки вновь пришедших.
Так, один за другим в зрительном зале клуба появились 25 шульдихинцев. Мужчины, кстати, тоже со временем подошли. Сели кучно, заняв середину. На первых рядах расположились приезжие. Встреча началась.
Пенсии не растут как цены Газпрома
Девушка с фирменным бело-голубым платком на шее кратко обозначила свою цель: рассказать, как правильно газифицироваться и сколько это стоит. Начала с существующих льгот. а затем продолжила коммерческими ценами: подключение – почти 10 тысяч, проект – около 6 тысяч, пуско-наладка – 3 тысячи, строительно-монтажные работы – 2 тысячи погонный метр…
— Уже? – в голос удивились в зале. – Вот бы наши пенсии так росли.
— В итоге сумма приблизительно составит 33-34 тысячи рублей, это без оборудования, — резюмировала девушка. — Подать заявление можно через вашу замечательную главу. Мы с ней давно работаем.
— А если мы сами всё сделаем? У нас же всё равно не примут и заставят деньги платить? – вопрос из зала прозвучал как риторический.
– Да ладно, всё равно сюда пришли те, кто уже подключился… — сами себе ответили жители.
Так газовый вопрос завершился сам собой, и газпромовские гости поспешили на выход, в село, проводить работу с теми, кому ещё не посчастливилось стать их клиентами.
Бюджет — тяжёлая ноша
Последовавшее выступление Лидии Вячеславовны началось с денег – куда и сколько тратит администрация Дубровского поселения, притом, что бюджет в 2018 году вместе со всеми поступлениями составил около 8 миллионов рублей.
Говоря о расходах за год, начала глава поселения с себя: «449 тысяч рублей со всеми налогами, пенсионными отчислениями и прочим. Это чтоб вы не говорили, что я миллионы зарабатываю», — уточнила Лидия Лозинская.
На содержание администрации в 2018 году было потрачено – 1,6 млн., на культуру с тремя домами досуга и двумя библиотеками – 2,3 млн. рублей, 460 тысяч на пожарную службу, на ремонт дорог – 400 тысяч, на зимнее содержание – 95 тысяч рублей. Потратились и на проведение выборов – 131 тысяча рублей. На обслуживание и содержание газопровода за прошлый год потратили 242 тысячи рублей. Сейчас, кстати, дубровцы ломают голову, что с ней делать – хоть не продавай, до того тяжела бюджетная ноша.
Были и другие затраты, в том числе и на межевание невостребованных земель и проектирование зон санитарной охраны по водоснабжению. «Земли сейчас могут брать в аренду наши фермеры», — подчеркнула важность проделанной работы глава поселения.
Возможно ожидая вопросы по тратам на пожарную охрану, Лидия Вячеславовна упреждающе заявила: «А иначе сгорим!». За год пожарные выезжали на 6 возгораний, в том числе на пожар в Плишкино, где из горящего дома едва удалось спасти хозяина (который сам этот пожар, кстати, и допустил). Дежурит пожарная дружина и на весеннем пале травы.
«Дайте нам таз денег!»
— А вообще я на главу района кровно обиделась! – неожиданно в продолжение выступления заявила Лидия Вячеславовна. – Зачем вы на встречах говорите, что из-за Дуброво Плишкарям газ не подключают?! При чём тут Дуброво? Если бы нам таз денег поставили – мы бы взяли оттуда. Просто люди подключаются по мере финансовых возможностей, копят деньги.
Далее Лозинская привела свои расчёты: в Дуброво из 147 хозяйств к первой очереди газопровода подключилось 56, а Шульдихе из 96 домов (тех, где реально проживают люди, стояки выведены и у нежилых домов) только 26 подключились. «Считаю, что это неплохо, — заключила глава. – И хотелось бы, чтоб нас больше не обвиняли».
Напомним, ранее на встречах озвучивалось, что по соглашению с газовиками в Дуброво и Шульдихе к построенному газопроводу должны подключиться 75% населения. В настоящее время этот показатель выполнен на треть, и это ставит под угрозу дальнейшие планы по газификации Еловского района, в том числе Фаора, Крестов и Плишкарей.
Главе района Антону Чечкину пришлось парировать на ходу, хотя прервать эмоциональный выпад Лидии Лозинской было непросто. Антон Алексеевич напомнил, что программа газификации Дуброво и Шульдихи начала действие в 2013 году, и с этого времени, по его мнению, жители должны уже были готовиться, копить деньги на подключение.
Людей и коров становится меньше
Дав понять, что осталась при своём, Лидия Вячеславовна перешла к демографии Дубровского поселения. Реально проживают в поселении 950 человек из 1260 зарегистрированных. «За прошлый год умерло 17 человек, а родилось только двое», — при этих словах главы поселения в зале удивлённо и растерянно вздохнули.
От демографии людской, перешли к численности скота. Замечено, что из года в год Лидия Вячеславовна делает акцент на этом показателе. «Если в 2000 году в хозяйствах было 330 коров, то сейчас осталось 61», — сравнение снова вызвало шумный вздох всех присутствующих в зале.
Решила поднять настроение жителям глава поселения сообщением, что администрация, несмотря на скромный бюджет, продолжает работать. В этом году вновь подана заявка на асфальтирование ул. Чапаева в Дуброво. Правда, денег пока хватает всего на 80 метров асфальта (и в прошлом году никто на эти работы не заявился), но цель поставлена.
Привлечь дополнительные деньги в поселение местная власть пытается и написанием различных проектов – однако будут или нет они поддержаны, пока неизвестно.
Кстати, в прошлом году финансы по проекту удалось привлечь в культуру – в Дубровском доме досуга обновили кресла в зрительном зале.
Я считаю, надо попробовать принять участие в проекте инициативного бюджетирования, — Лидия Вячеславовна с призывом обратилась к пришедшим шульдихинцам, приведя в пример опыт еловчан.
В завершение выступления глава поселения представила нового специалиста администрации А.П. Бардину, ранее работавшую там же бухгалтером. Бухгалтерию централизовали, а специалисту нашли новое место.
Всё ясно-понятно
Далее последовала череда выступлений еловской делегации.
Председатель Комитета имущественных отношений Сергей Юдин вновь рассказывал о земельном контроле и необходимости межевания участков. «Всё для людей…» — иронично заключили шульдихинцы, когда речь пошла о сносе самовольных построек. На всякий случай они уточнили, при каких условиях могут оштрафовать за захват лишней земли: «А если просто траву там покосил – это тоже захват?» Сергей Анатольевич уверил – благоустройство не только не наказывается, но и приветствуется. Кто-то тут же пожаловался на нерадивого соседа, чей участок зарос бурьяном и летом того и гляди вспыхнет. Другая жалоба была на межевых инженеров – те взяли деньги, сделали работу, а потом выяснилось, что межевание надо переделывать. В комитете имущественных отношений обещали помочь разобраться.
После объёмного доклада главврача Елены Трубиной, первым делом шульдихинцы поинтересовались: а нельзя ли восстановить стоматологический кабинет в Дуброво? До 2016 года там вёлся приём, но потом врач рассчиталась. «И в то время свой стоматологический кабинет вам не положен был», — заметила Елена Ананьевна. Всё дело в нормативах, где наличие ставки доктора обусловливается численностью жителей. На весь район два положено и ни человеком больше. «Так сейчас же и в Елово один стоматолог принимает!» — не унимались в зале. – «Поговорите с нашим врачом, пусть вернётся!». Оказывается, уже говорили, безрезультатно. «Тогда хотя бы специальные дни для деревенских в Елово сделайте, а то приедешь, полдня просидишь в очереди и ни с чем на автобус бежать приходится», — напоследок предложили шульдихинцы.
Выступления заведующего отделом образования В.Н. Пономарёвой, начальника отдела соцзащиты М.В. Кустовой, руководителя еловской службы ПФР И.В. Катковой, а также начальника пункта полиции Л.Ф. Вяткиной прошли без вопросов. Всякий раз из зала доносилось только дежурное «ясно-понятно».
«Проклятие» асфальта
Когда завершился доклад главы района Антона Чечкина, стало понятно, что отведенных на встречу двух часов явно недостаточно. К «главскому» выступлению пришедшие только «разогрелись».
И первый, вполне ожидаемый вопрос от жителей Шульдихи – про прямую дорогу на Дуброво. Ту самую, которую когда-то могучий колхоз построил в асфальтовом исполнении. Но именно асфальт стал «проклятьем» этой дороги – ремонтировать его, как положено, стоит огромных денег, Антон Алексеевич не раз называл сумму в 26 миллионов рублей. А отсыпать поверх асфальта гравием согласны далеко не все шульдихинцы. Хотя те, кто были на встрече, точно не возражали.
Главный аргумент в необходимости ремонта – школьный автобус, подвозящий детей из Шульдихи в Дубровскую школу.
Будет ли когда-то асфальт — вопрос открытый, а пока вариант районной администрацией предлагается следующий: отремонтировать гравийную дорогу, ведущую в Дуброво не напрямую, а в объезд. На эти цели нынче уже приготовлено 3,6 млн. рублей. Да, путь у школьного автобуса получится на несколько километров длиннее, но зато будет безопасным. По реакции в зале было видно, что такой вариант жителей не совсем устраивает, и отступаться от асфальтового «прямика» они не намерены.
Еще пришедшие на встречу поинтересовались, почему кочегарам ООО «Энергия» задерживают зарплату; не закроют ли после объединения культучреждений дом досуга (обещали, что не закроют); а также спросили, что делать с квитанциями за мусор, которые приходят на людей, которых на этом свете уже нет.
Дубровские вопросы
Встреча в Дуброво растянулась на 4 часа. Дубровцы проявили особенную активность в задавании вопросов. Попробуем кратко изложить их суть, и суть ответов, если те последовали.
— Почему проложить 30 см газовой трубы в стене стоит 5800 рублей? И на какой период надо заключать договор на техобслуживание газового оборудования?
— Смету можете перепроверить с другим сметчиком. Договор заключается ежегодно сроком на год. В первые три года после ввода в эксплуатацию договор не нужен.
— Куда деваются земли населенных пунктов, изъяты как невостребованные? Как их получить в пользование?
— Изъятые участки переходят в собственность района. Хотите купить или взять в аренду – обращайтесь в Комитет имущественных отношений. То же с неразграниченными участками.
— Почему говорят, что Дубровская школа вскоре потеряет статус средней?
— Есть дорожная карта, по которой к 2019 году в районе не должно быть школ, где в 10-11-х классах менее 10 человек. В Дубровской школе в настоящее время учится 2 десятиклассника и 8 одиннадцатиклассников.
— С крыши детского сада падает снег. Почему не обустроено снегозадержание?
— Решение по направлению денег на те или иные мероприятия в образовательном учреждении принимает директор.
— Почему в Дуброво нет своих стоматологии и дневного стационара?
— Численность населения ниже положенного норматива. Даже чтобы сохранить доктора в Дуброво, ему пришлось вменить обслуживание других населённых пунктов.
— Мы боимся туберкулёзного больного, который свободно передвигается по улицам и посещает культучреждения. Можно ли его изолировать?
— Нет. В суд медучреждение обращается, только если он отказывается проходить лечение. У всех есть права и свободы.
— Кто у нас сейчас участковый?
— Дубровское и Брюховское поселения обслуживает участковый Алексей Михайлович Соловьёв.
— Есть ли подвижки в борьбе с борщевиком?
— Вышел закон обязывающий собственников земельных участков ликвидировать заросли борщевика. Других подвижек нет.
— Квитанции за мусор пришли с ошибками в адресах и собственниках. Почему так?
— Списки подавали через систему ГИС ЖКХ администрации поселений. К июлю будет проведена работа по их обновлению и уточнению.
— Деревья и прочий крупногабаритный мусор вывозить тоже будут коммунальщики?
— Да, но за дополнительную плату. В договор вывоза ТКО (твёрдых коммунальных отходов) эта услуга не входит.
— С фермы «Натурпродукта» веет неприятным запахом. Как решить этот вопрос?
— Жалобы уже звучали и не только по запаху. Проверку ведёт прокуратура.
— Почему из Чайковского в Дуброво нет прямого автобусного рейса?
— Попытки наладить автобусное сообщение были, но предпринимателю оказалось это невыгодно, а субсидировать эти перевозки из бюджета нельзя.