За что жители главе медаль вручить хотели. Как прошли встречи в Малоусинском поселении
Шумово
— Не отстряпалися ещё, корову не подоили…
Так оправдывали своих опаздывающих земляков жители деревни Шубино, где отчетно-информационная встреча была назначена на 11 часов 19 марта.
В конечном итоге в помещении закрытого и неотапливаемого деревенского клуба набралось 10 человек. Ровно столько же градусов «набежало» на висевшем здесь на стене термометре. Конечно, к приезду делегации из райцентра здесь включили конвекторы, но они погоды не делали. Недействующий дом досуга уже было ничем не оживить. Хотя жители всё ещё теплят надежду, что когда-нибудь здесь снова возродится культурная жизнь. Впрочем, обо всём по порядку.
Самое главное — люди
Началась встреча традиционно с отчёта главы поселения. Татьяна Николаевна Старикова без бумаг поведала шубинцам о жизни малоусинской земли в 2019 году.
А жизнь такая – Малоусинское поселение – самое маленькое в Еловском районе, жителей здесь чуть более 300. За прошлый год умерло 6 человек, родилось трое. Весь бюджет 5,26 млн. рублей, из которого почти 1,5 млн. рублей – это расходы на аппарат управления, почти миллион на содержание пожарной службы, да ещё 909 тыс. рублей – дорожный фонд, не разбежишься.
«В связи с тем, что нас мало, а финансирование подушевое, советом депутатов было принято непростое решение №101 от 15 ноября 2019 года о ликвидации поселения и вхождении в Еловский муниципальный округ. Сейчас до сих пор мы в процедуре ликвидации», — резюмировала экономические итоги Татьяна Николаевна.
Говоря о результатах благоустройства, глава поселения отметила проведенные дорожные ремонты в Шумово и Шубино. Благодаря участию в краевых программах, на дороги удалось привлечь здесь более 400 тыс. рублей, при том, что из местной казны на софинансирование ушло около 100 тысяч. В Малой Усе отремонтированы участки улиц Гладкова и Заречной.
«Прошлое лето было настоящей проверкой, шли частые дожди, влаги было в избытке. Однако состояние наших дорог было неплохое, но появились многочисленные ямки», — заметила по ходу глава поселения.
Кроме дорог, на благоустройство было потрачено 110 тыс. рублей – в том числе уличное освещение с оплатой электроэнергии, приобретением и заменой ламп. К тому же проведена противоклещевая обработка 5 кладбищ, два из них в прошлом году официально отмежевали, оформили должным образом.
В 2019 году в деревне Шумово сделали остановку для ожидания автобуса – бюджетных денег на это не потратили, помог предприниматель Гулиев.
Большая работа проведена по подготовке к празднованию 75-летия Великой Победы. В Малой Усе появился мемориал памяти. На его плитах выгравированы 409 фамилий земляков, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Поддержку в создании мемориала оказала администрация района, 140 тыс. рублей удалось привлечь по проекту, поддержанному компанией «ЛУКОЙЛ». Многие жители отметили, что памятник получился достойным юбилейной даты Победы 9 мая. В настоящее время на территории поселения проживает 4 труженика тыла, 7 детей войны и одна вдова фронтовика — Нестерова Мария Ивановна.
«В поселении продолжает работать почта, МУП «Малоусинское ЖКХ», работает школа, — продолжала свой отчет Татьяна Николаевна. – Правда, в 2020 году наша школа переходит в структурное подразделение Сугановской. Надо понимать, у нас 27 детей всего лишь, как-то надо выживать.
В течение года мы провели несколько субботников в том числе по очистке и окашиванию кладбищ. 3 субботника прошли по инициативе пожилых людей. Наш МУП принял в этом самое активное участие.
В 2020 году была проверка краевого военкомата. Проверяли нас, самое маленькое поселение, и Еловское, самое большое. Проверку мы прошли хорошо.
Но самое главное – это люди нашего поселения. Пока есть такие люди, будут жить наши деревни. Всегда приходят на помощь: в Шубино – А.М. Ананьин, душой болеет за деревню и Л.И. Микова, С.С. Масленников; в Кашкалаке – Д.Е. Беляев. Он позавчера звонит: «Срочно надо отказаться, чтоб мусоровоз пока к нам не заходил, мусор мы не будем сдавать, потому что нам дорогу жалко». Оно и понятно — большая машина дорогу растопчет, колеи будут. В Малой Усе супруги Зубаревы часто помогают, Н.Н. Нестеров, депутат Земского собрания помогает как может, участник всех субботников, он же решил вопрос по остановке у деревни Шумово.
Отдельно хочется отметить наших ветеранов, которые заняли призовое место в ветеранской эстафете: это Л.В. Старикова, Г.И. Нестерова, З.М. Шергина, Л.М. Соломенникова, И.И. Денисов. Иван Иванович, кстати, молодой пенсионер. Он всегда на просьбы о помощи откликается. Вот в шубинском клубе пол у входа провалился, он заделал.
Отрадно, что молодежь тоже в стороне не остается — это М. Миненко, С. Храмов, П. Кузьмичёв. Отдельная благодарность Косте Степанову, который делает освещение по нашим деревням в свои выходные. Два месяца ездил – лампочки почти все сгорели. Благодаря энтузиастам мы и выживаем».
Стоило только главе упомянуть ремонт фонарей, как сразу же оживились присутствующие на встрече жители: «Это проводка во всём виновата!»
— Нас все лето отключали: в магазинах бежали морозильники, предприниматели нервничали. Всё время с электроэнергией было плохо. Видимо, из-за этого мы лампочки только успевали покупать, сменили очень много. Всего у нас фонарей: в Малой Усе – 60, Кашкалаке – 11, Шубино – 14, Шумово – 13, — прокомментировала ситуацию с освещением глава поселения.
«Газ не дошёл, связь не дошла, и вирус не дойдёт»
После отчета главы поселения начались выступления представителей полиции, соцзащиты и отдела образования.
На предостережения представителя полиции А.Н. Иванова о действиях мошенников, пользующихся уловками через интернет и мобильную связь, шубинцы с горькой усмешкой заметили: «Мы в банки не ходим, нечего у нас снимать-то», «Если деньги есть – лучше их держать в чулке». Заодно один из присутствующих поделился своей историей о том, как от имени дочери знакомым приходила просьба одолжить деньги на его похороны.
У представителя соцзащиты Я.В. Деметьевой присутствующие на встрече интересовались условиями, необходимыми для получения звания ветерана труда льготным категориям. Один из жителей попросил помощи в восстановлении трудового стажа. Дело в том, что в своё время он трудился шахтёром в Луганской области, а сейчас получить оттуда какую-либо справку затруднительно.
«Как в деревне вырабатывать трудовой стаж, если рабочих мест нет?!» — таким риторическим вопросом завершил тему соцподдержки единственный приехавший в Шубино на встречу житель Кашкалака.
Далее жители вступили в диалог с заведующим отделом образования В.Н. Пономарёвой, поинтересовавшись, сколько выпускников поступили на учёбу бесплатно.
Тут же жители обеспокоились, что на время каникул ребята поедут из города в село и есть риск привезти коронавирус.
— Пусть по домам сидят!
— Да ну вас! Асфальт до нас не дошёл, газ не дошёл, связь не дошла, и вирус не дойдёт! – успокоил односельчан саркастической шуткой остроумный шубинец, сумев в неё уместить ещё и претензию к местной власти.
Кстати, досталось и власти федеральной. Очень горячо шубинцы обсуждали актуальную на тот момент поправку в Конституцию от Валентины Терешковой про «обнуление» президентских сроков. По ходу дебатов вспомнили 90-е и еще несколько тем «про жизнь».
Клуб, интернет и дороги по полю
В деловое русло встреча вернулась с вопросами от жителя Кашкалака Д.Е. Беляева. Он в первую очередь попросил поставить один мусорный контейнер в свою деревню, чтоб можно было не ждать мусоровоз. На это ответ был отрицательный – сначала нужна бетонированная и огражденная с трёх сторон площадка. «Тогда мы сами ящик сколотим для временного хранения», — сказал староста Кашкалака и тут же заметил, что в Елово из-за переполненных мусорных баков у многоэтажек всегда грязь.
«Что ты за Елово-то беспокоишься, у нас своих проблем хватает!» — удивились шубинцы.
Однако единственный житель Кашкалака на встрече был непреклонен, и внёс предложение вновь касающееся райцентра. «Нужна остановка у больницы в Елово, а то уже сейчас машины ставить негде».
Потом стали говорить про интернет. Оказалось, что вести под землёй линию на малоусинской земле практически невозможно – кругом нефтепровод. Есть идея завести связь по столбам, заодно на эти же столбы повесить уличное освещение.
Прозвучал вопрос от шубинцев и про местный клуб – его когда-то закрыли как непосильный для местного бюджета: то кочегаров в нём было больше, чем культработников, то электрокотёл «съедал» весь культурный бюджет. Сейчас здание есть, а отопления и культработника там нет.
«Вот мы же по телевизору смотрим, что президент говорит. Недавно было «20 вопросов Путину». Он ясно сказал: всё должно быть для людей, чтоб люди почувствовали. А что мы чувствуем? Закрыли клуб у нас, а ведь мы тоже люди, мы тут работали! Откройте нам клуб! Мы же пожилые, нам тоже надо собраться где-то, мы бы посидели. А то слышим — в Малой Усе вот они собрались там. А почему для нас ничего нет?! Мы же тоже всё слышим!»
По клубу ситуацию глава района пояснил так: здание надо сохранить, но вот пока содержать его, отапливать — нет ресурсов. Культработника здесь держать на ставке тоже нет возможности.
Затем речь зашла о квитанциях по вывозу ТКО. Одной женщине счета приходят по адресу давно сгоревшего дома. Хотя тут же она пожаловалась, что не может прописаться в своём новом жилище. У двухквартирного дома нет кадастрового паспорта.
По квитанциям А.А. Чечкин разъяснил, что произошел сбой в системе и вскоре всё встанет на свои места, а по регистрации дома посоветовал договориться с соседом и вместе обратиться в МФЦ.
Другой житель горячо сетовал на электриков, которые ему насчитывают лишнего, и уже даже отключали дом. Вопрос разрешился достаточно быстро:
— Передаёте показания?
— Нет.
— Надо подавать ежемесячно, иначе начисляют по нормативу.
— Эти электрики — своя власть…
Просил содействия у местной власти и полиции местный житель, чьи поля в сезон портят охотники: «В прошлый год убирать было нечего — всё истоптали. Нет чтоб по одной колее ездили, а то ведь каждый свою дорогу прокладывает. Ничего не помогает – и палки с гвоздями раскладывал – они колёса поменяют и дальше едут! А в полиции мне говорят – вы их найдтите и сфотографируйте и тогда к нам приходите, мы, мол, накажем. Так где ж за ними уследишь?! Поставьте нам гаишников – пусть покараулят, так же по деревням ездят».
Представители делегации из Елово только развели руками – проблема действительно есть, но как с ней бороться – пока непонятно.
— А дорогу нам на Шубино когда отремонтируете?
— У вас нормальная дорога, проблемы только в двух местах. Отремонтируем текущим ремонтом. Ещё что-то по дорогам есть?
— Нынче стали чистить получше…
Шумово
Здесь на встречу пришли 9 человек. Явка по сравнению с прошлыми годами неплохая. Местом диалога стала игровая комната закрытого детского сада. И снова здание без отопления.
Нужны ли пруды?
Глава Малоусинского поселения Т.Н. Старикова к отчёту о состоянии дел добавила здесь информацию по укреплению дамбы на пруду. Для этих целей закуплено железо, часть которого помог приобрести предприниматель, разбирающий здесь ферму. Чем могут, помогают нефтяники. «Пруд надо удержать», — обозначила позицию Татьяна Николаевна.
В Шумово, как и в Малой Усе, оборудована контейнерная площадка, но контейнеров на ней пока нет. В скором времени площадки планируется построить в Шубино и Свободе, включая ещё одну в центральной усадьбе.
Шумовцы просят привести в порядок дорогу на кладбище. Много проблем приносят местные пруды – от переизбытка влаги они всё норовят убежать. Официально учтён только один – в качестве пожарного водоёма, а вот с другими беда. Благо нефтяники оказывают содействие в решении вопросов благоустройства, помогли подсыпать обваливающийся мост.
— Если нет возможности содержать пруды и ставить их на учёт – то зачем это делать? — возник вопрос у приезжих.
Ответить на него никто не смог. Прозвучало лишь: «Главное, чтоб дороги не размывало».
Вспомнили здесь и про кирпичное здание клуба, которое сейчас находится в запустении, и там гниют полы и перекрытия. «Может, его продать?» — прозвучало предложение.
По действующему клубу, оставшемуся без тепла, шумовцы попросили придумать что-то с отоплением, чтоб место для проведения встреч и мероприятий в деревне всё-таки было.
Ёлочки бизнесу не нужны
— Сколько у нас в районе невостребованных земель? Почему Комитет имущественных отношений ничего с ними не предпринимает, государство должно быть заинтересовано, чтобы земля использовалась, – задал вопрос Михаил Петрович Липатов. Почётный житель района, постоянный участник встреч и постоянный источник «беспокойных» вопросов о жизни территории и страны в целом.
В качестве ответа Михаилу Петровичу привели пример московского предпринимателя, который хотел взять в этих окрестностях землю для ведения сельскохозяйственного бизнеса. С ним проехались по округе, показали имеющиеся площади. Увидев просторы заросших ёлочками полей, бизнесмен в итоге от идеи развивать тут своё дело отказался: «Зачем мне это? Такие поля теперь только Деду Морозу сгодятся».
После этого вновь состоялся блок разговоров «про жизнь», в котором вспомнили былые времена, пути соседних районов и отдалённость власти от жителей. Тут же затронули и тему преобразования в округ: «От переименований люди не богатеют…»
В пику пессимистическим настроениям жителям Шумово было замечено, что в этом году, наконец, ожидается строительство остановки на трассе в удобном месте. Этого добился своими обращениями депутат Земского собрания Н.Н. Нестеров.
Лебедей жалко
В диалог включилась супружеская пара из Свободы. Во-первых, их волнует отсутствие интернета, во-вторых, они выразили готовность перевести своих детей в Большеусинскую школу, где, по их мнению, условия лучше, чем в Малоусинской школе.
Конечно, обрадовать скорым приходом интернета в деревню жителей Свободы не могли, а вот разобраться с причинами желания перевестись в другую школу – обещали.
В продолжение диалога жители Свободы и Шумово пожаловались на покосившиеся столбы линий электропередач. Также подняли тему заброшенных домов: «Давайте что-то с ними делать! Это же опасно – трава у них вон какая – того и гляди вспыхнет! Давайте искать хозяев и наказывать!»
Призвали местные жители решить вопрос с бродячими собаками – их один из присутствующих насчитал в Шумово семь. На это глава района ответил, что в бюджете запланированы средства на отлов 10 собак по всему округу. На большее пока нет денег.
Другая проблема, поднятая жителями на встрече, оказалась весьма необычной, и касалась она не уличного освещения, дорожных работ или вывоза мусора. Шумовцев тревожит судьба лебедей. Каждый год сюда прилетают эти красивые величественные птицы. И тут, у шумовских прудов, их подстерегает опасность – высоковольтные провода. В прошлом году от удара о провод погибло 4 птицы. «Мы очень просим энергетиков сделать здесь изолированную линию, но они до сих пор не откликнулись», — за судьбу белых птиц, кажется, люди беспокоятся ничуть не меньше, чем за судьбу своего села.
В завершение встречи глава Малоусинского поселения зачитала поздравления в честь 80-летия Валентины Петровны Липатовой, посвятившей трудовую жизнь работе в детском саду. Поздравительный адрес супруге попросили передать Михаила Петровича.
Малая Уса
На встречу в Малой Усе пришли 19 человек. Здесь диалог с местной властью начали с мусорной темы.
«Как министры: без метлы, без лопаты»
Начало обсуждению положило сообщение, что в Малой усе уже обустроена одна контейнерная площадка, а вскоре будет и вторая.
— Лучше бы не устанавливали, — посетовала жительница, — а то ведь все пришли пораньше, мешки скидали, мусоровоз не ждут. Посмотрите, что там творится! Это же ужасно. А потом это собаки такают и птицы рвут!
— И ещё: если ты мусорщик – будь любезен, собери весь мусор, подмети и уезжай. Вот так должно делаться! Приезжают как министры: без метлы, без лопаты…
— Обращались мы в «Чистый город», — держала ответ глава поселения. – Они ответили, что у нас тут бесконтейнерный способ сбора, надо передавать мусорщикам из рук в руки, складирование не предполагается. Так и сказали: не будем за вами убирать мусор.
— По правилам содержания контейнерную площадку должен муниципалитет, — подключился глава района. — Поставим контейнеры, заключим отдельный договор с «Чистым городом», чтоб они мусор убирали.
Тут же сами жители придумали ноу-хау по борьбе с собаками, разносящими мусор по селу. Оказалось хозяйку четвероногих хулиганов здесь все хорошо знают: «предупредить и не выдавать пенсию, пока собак не уберёт!»
— А ведь у нас раньше вообще проблем с собаками не было… — по ходу вздохнул кто-то в зале.
— А где же контейнеры?
— Их должны были поставить «Чистый город», но они их не везут, поэтому мы взялись за это. В течение весны поставим, — объяснил ситуацию А.А.Чечкин.
Завершало «горячую» тему ещё одно предложение: в Малой Усе тоже на время распутицы не пускать мусоровоз на ул. Гладкова, там дорога была отремонтирована, и хочется улицы в таком виде сохранить на подольше.
Не в интернете счастье
Среди наболевших вопросов Татьяна Николаевна Старикова здесь вновь отметила перебои с электроснабжением. К тому же напряжение в некоторых местах оставляло желать лучшего. Администрация обращалась к энергетикам, те проводили замеры, а потом и проводили работы на линии. «Что-то там поменяли и светить стало лучше», — резюмировала глава поселения.
Другая проблема – отсутствие устойчивой сотовой связи. Глава района А.А. Чечкин заверил, что этим вопросом занимается наш депутат в Законодательном Собрании Г.А. Ткаченко. В настоящее время планируется провести замеры сигнала, чтобы доказать Роскомнадзору, что проблема здесь есть. В настоящее время в ведомстве данные о нормальном покрытии территории.
— А это хорошо, что у вас связь плохая, — и в шутку и всерьёз начал своё выступление о кибер-преступлениях через интернет и мобильную сеть представитель полиции А.Н. Иванов.
О чём ещё говорили на встрече: нужно до конца разобрать машинный склад, помощь обещал фермер И.С. Пастухов; очень просили оставить специалиста после ликвидации поселения; волновались судьбой клубной системы; из благоустройства – восстановить плотину к школе на Третьей улице.
В заключение А.А. Чечкин поблагодарил за работу и взаимодействие главу поселения Т.Н. Старикову.
— Медаль ей! В конвертике! – поддержали добрые слова в адрес Татьяны Николаевны односельчанки.
Диалоги
В помещение входит опоздавший мужчина, подсаживается к землякам и тянет руку знакомому для приветствия. Тот демонстративно прячет ладонь и выставляет локоть: «Теперь только так – коронавирус!»