Каждый день как прямой эфир. Продолжение интервью «Искры Прикамья» с главой Еловского округа А.А. Чечкиным
— Антон Алексеевич, как Вы относитесь к развитию туризма на территории округа?
— Вот у меня есть заместитель Софронова Татьяна Петровна, которая верит в светлое будущее вместе с туризмом. Я же настроен менее позитивно, просто на моей памяти нет примеров, когда туризм способствовал развитию населенного пункта, либо муниципального образования. Это может быть составной частью в бюджете, или какой-то частью жизни территории, но не флагман. Например, все знают Нижний Новгород, и туда действительно ездят туристы, но ведь не это является каким-то драйвером экономики, а промышленность.
Много туристы могут привезти к нам денег? Сомневаюсь. Это больше имиджевая история, нежели экономическая. Много ли под это можно создать рабочих мест? У нас уже есть точки общепита, гостиницы, но это немного. А главное, что показывать гостям?
Конечно, есть в туризме отрасли, где можно привлекать субсидии от государства. Но особого интереса у предпринимателей это не вызывает. Они понимают, что даже если они вложатся в благоустройство, например, пляжа, то люди не захотят за это платить и уйдут на берег в нескольких метрах рядом.
— А есть ли перспективы у сельскохозяйственных предприятий стать точкой роста в округе?
— Учитывая, в каком состоянии положение дел в настоящее время в населённых пунктах, я вижу, что желающих заниматься сельским хозяйством особо нет. Здесь о точке роста говорить не приходится.
Если говорить о крупных предприятиях, например, о «Пермских овощах», то они методично движутся к развитию, но им не нужно много рабочих мест. Сейчас готовят к запуску завод по переработке картофеля в крахмал, но это тоже не даст особой прибавки вакансий. Мы видим, как технологии замещают «человеческий фактор» в производстве.
Другие направления, такие как зерно или молоко, требуют больших сил и денег. Это и удобрения и средства борьбы с сорняками. К сожалению, не все сельхозтоваропроизводители располагают финансами.
— Если говорить о предприятиях, то они же оставляют у нас на территории налоговые отчисления?
— У нас налоговая база вообще небольшая, а сельхозналог и без того минимальный. Налог на доходы физических лиц основной по округу, но не по сельхозпредприятиям, так как в них небольшое количество рабочих мест. А чем выше технологии, тем меньше задействован человек.
— А есть ли перспективы по другим отраслям?
— Что касается бизнеса, мы не очень удобно расположены в плане логистики, а если сейчас еще трассу М12 построят, то мы вообще в стороне останемся. А ведь чтобы произвести какой-то продукт, нужно привезти сырьё, переработать его, и готовый продукт вывезти и продать. Вот это сдерживает.
Будем надеяться, что Еловская швейная фабрика будет развиваться, хотя сейчас столь нужные для развития кредиты очень дорогие.
Что мы можем предложить крупному бизнесу? У нас есть залежи глины, которые можно переработать, допустим, в керамзит или ещё что-то. Но самое главное не произвести продукт, а продать его. А чтобы выйти на рынок и здесь, например, организовать производство, каждый предприниматель будет оценивать рынок рабочей силы и столкнется с тем, что нет работников не только квалифицированных, но и неквалифицированных. Предприниматели будут общаться между собой и, например, спросят у компании «Дилия», как у них с трудовым ресурсом. Те ответят, что им не хватает 20 человек. То же подтвердит и Еловская швейная фабрика. И у инвестора возникнет резонный вопрос о целесообразности.
Что мы можем предложить крупному бизнесу? У нас есть залежи глины, которые можно переработать
— В округе обещали построить экотехнопарк. Там ведь тоже нужны будут рабочие руки?
— Учитывая, что сейчас на экологию направлено особое внимание, то можно с уверенностью сказать, что экотехнопарк будет построен, и это направление будет развиваться. Свалки ликвидируются, мусороперерабатывающие комплексы уже работают не по принципу «привезли и вывалили», а «отсортировали и переработали». Если всё будет складываться успешно, и предприятие выйдет на проектную мощность, то появится около 60 рабочих мест различной квалификации и в том числе и неквалифицированный труд.
Плюс это возможность для открытия бизнесов по переработке отсортированного там сырья – резины, пластика, стекла, бумаги. Это тоже рабочие места.
Кроме того, округ получает отчисления за негативное воздействие на окружающую среду, НДФЛ, налоги на земельный участок, а это производственное назначение, и ставки там выше, чем в сельском хозяйстве. Это будут, конечно, не баснословные деньги, но, тем не менее, определенный плюс.
— Раз уж речь зашла о деньгах, то каким в идеале по сумме должен быть бюджет Еловского округа?
— Наверное, каждый знает: сколько ни зарабатывай, всё равно желаем большего, с ростом доходов растут потребности. Но если говорить про здесь и сейчас, то для того, чтобы модернизировать имеющуюся инфраструктуру, привести ее в нормативное состояние и выполнить все требования по доведению до целевых показателей зарплат в образовании и культуре, нужно как минимум в 2,5 раза больше, чем есть сейчас. В сумме это 1,2 миллиарда рублей.
На понимание, куда нужны эти деньги. Ремонт-реконструкция одной котельной стоит 70 миллионов, а у нас их 6, и все они построены примерно в одно время, в конце 90-х — начале 2000-х. Все они пришли в негодное состояние. Если их будем строить, а к ним еще и инфраструктуру, плюс дальше ремонтировать водопроводы и приводить объекты соцкультбыта в нормативное состояние, то на данном этапе примерно столько денег понадобится.
— Переключимся с денежных вопросов. Как администрация взаимодействует с волонтерами, оказывающими помощь землякам на СВО?
— На мой взгляд, с момента начала специальной военной операции у нас правильно создалась структура взаимодействия. Инициативная группа под общим руководством Яковлевой Ольги Алексеевны занимается сбором гуманитарной помощи. А администрация помогает решать вопросы ребят-участников СВО и их семей, которые возникают в том числе и в быту: где-то снег почистили, где-то оказали административную помощь. Например, одному бойцу помогли согласовать газификацию дома, хотя там были проблемы. Помогаем консультациями, подсказываем, куда нужно обратиться, какой пакет документов собрать для того или иного вопроса.
В оказании помощи участникам СВО у нас с волонтёрами рождается симбиоз, в том числе с предпринимателями, по размещению мест, где сети плетут. У нас по деревням — это всё дома культуры, они являются точкой притяжения, куда люди приходят помогать.
Наши волонтёры работают очень хорошо. Я вижу, как в некоторых других муниципалитетах это организовано, и сравнивая, могу сказать, что у нас всё на порядок выше. У наших волонтёров можно даже поучиться.
Жители понимают важность и необходимость этого процесса, и идут на взаимодействие с волонтёрами и с самими ребятами. С нашей маленькой территории на передовую удалось отправить уже несколько УАЗиков, квадроцикл. Их купили, отремонтировали благодаря неравнодушным жителям, а это огромный пласт работы.
Для нужд гуманитарной доставки в том числе использовали автомобиль муниципального предприятия, когда это было нужно. Взаимодействие налажено.
Однако каждый должен задать себе вопрос: «Достаточно ли я вложил для победы? Мог ли ещё чем-то помочь? А если мог, то почему не сделал?» Как говорили раньше: «Совесть – лучший контролёр!»
— Поддерживаете связь с бойцами?
— Ребята, которые приходят в отпуск, пусть с ними не всегда получается встретиться, но за правило берём такую возможность: встречаемся, разговариваем, обсуждаем, чем можем помочь. Могу сказать, что мы находимся в достаточно тесном контакте и с волонтёрами, и с земляками на передовой. Если кого-то раньше не знал в лицо, то сейчас в процессе со всеми знакомимся, где-то телефонами обмениваемся. У многих есть мои контакты, куда можно сообщить о проблеме, а мы постараемся помочь.
Мы находимся в тесном контакте и с волонтёрами, и с земляками на передовой
— А как относитесь к другим общественным инициативам? В том числе Территориальное общественное самоуправление, инициативное бюджетирование?
— Инициативное бюджетирование – замечательный рабочий инструмент, который уже зарекомендовал себя. Да, нужно где-то подталкивать людей или помогать им административно, но это не проблема. В целом инструмент работающий. Территориальное общественное самоуправление пока не знаю, как будет работать, потому что это новая форма для нас. В первую очередь ТОС — способ привлечения дополнительных ресурсов на территорию, в том числе грантовой поддержки и так далее. И неважно в какой форме, важно какие люди будут заниматься этим. Если это люди отзывчивые, с добрым сердцем и с добрыми намерениями, тогда, безусловно, инструмент будет работать.
Главное, чтобы ТОС был направлен на самостоятельную работу, на решение конкретных проблем, а не создан, чтобы подстёгивать администрацию. Это любой гражданин может делать и без ТОСов, через портал «Управляем вместе».
Вижу, как вдохновлены на работу в Куштомаке, надеюсь, всё получится, руки не опустятся, и общественное самоуправление принесёт реальную пользу.
— В течение прошлого года болезненно звучала тема сокращений в культуре и образовании. Какие прогнозы на этот счёт?
— Как-либо прогнозировать ситуацию сложно. Вот взять культуру — если все меньше и меньше получателей услуги в населенном пункте, соответственно меньше возможностей содержать полную ставку. Кроме того, учитываем вообще наличие специалиста в отдельно взятом населенном пункте. Как правило, работают в сфере энтузиасты. Вот этот энтузиаст уйдет на пенсию, и его будет заменить некем, останется просто здание. Кто будет работать?
И всё же на данном этапе, я считаю, что достигнуто такое оптимальное значение, и мне бы не хотелось ничего сокращать. Но в образовании уже стоит вопрос по Малоусинской школе. А если и в других населенных пунктах будет снижаться количество получателей услуги, то, конечно, и там будет ставиться вопрос о закрытии.
Ну не может существовать школа, где на 10 учеников – 12 человек преподавателей и обслуживающего персонала, не может такого быть. На встречах мне говорят: вы бы не сократили школу, глядишь бы, и деревня жила. А мне кажется, это обратно другой процесс: деревня умирает, и как следствие умирает школа.
Ещё раз отмечу, в настоящее время мы достигли определённого баланса в этом вопросе, учитывая интересы и населения, и бюджета, и власти, при условии, что по демографии мы сохраним текущий уровень.
— От невесёлой демографии – к праздникам. Нужна ли нам «Еловская рыбка»?
— Конечно, нужна. Есть какая-то точка, к которой люди стремятся. Например, проводится же вечер встречи выпускников, и, как правило, в круглые годовщины одноклассники все-таки стремятся там встретиться, чтобы увидеть друг друга, пообщаться, повспоминать. Вот точно такая же дата должна быть и у территории. Это может быть день деревни, день села или еще что-то. У нас так повелось, что день села трансформировался в фестиваль «Еловская рыбка». Мы его проводим как праздник территории, куда могут приехать все, кто так или иначе относится к Еловскому округу, чтобы увидеть родные лица, пообщаться и зарядиться теплой атмосферой, эмоциями, и просто приятно провести время. А «рыбка» — это уже узнаваемый бренд территории. Другое дело, что, возможно, нужен уровень масштабнее, но это опять же зависит от финансовых возможностей организаторов этого фестиваля, то есть от нас.
— В соцсетях появлялась информация, что «Еловская рыбка» будет проводиться на новом месте – в парке у бывшего речного вокзала.
— Что касается нового места проведения — это дискуссионный вопрос. Если инфраструктура будет налажена и будет позволять, то в новом месте проведение фестиваля станет удобнее, чем на стадионе.
Во-первых, стадион — это все-таки объект спортивного назначения, не совсем, скажем, подходящее место для подобных мероприятий, потому что после празднований, хочешь ты этого или не хочешь, остаются обломки от стеклянных бутылок, пробки, еще что-то, которые достаточно травмоопасны при проведении контактных игр.
Второе, на территории у бывшего речного вокзала проще обеспечить безопасность проезда. У стадиона для этого надо перекрывать несколько достаточно оживленных улиц, а у речного достаточно перекрыть улицу Ленина.
Третье, когда мы выставляем торговые ряды, это комфортнее сделать будет на новой площадке вдоль пешеходных дорожек.
Четвёртая причина — это вид на залив Камы. Тем более есть желание развивать это место, в том числе благоустроить пляж.
Я не говорю, что это всё в текущем году будет реализовано, но в последующем, мне кажется, это получится вполне интересная локация, с видом на водоем, коли уж у нас фестиваль «Еловская рыбка».
В новом месте проведение фестиваля станет удобнее, чем на стадионе
— И в заключение. Читаете «Искру Прикамья»?
— Конечно. Мне удобнее получать ее в электронном виде, потому что по роду деятельности я не всегда нахожусь в Елово. Я часто бываю в разъездах, и когда приходит районка, могу посмотреть новости, что-то новое почерпнуть. Приятно прочитать об успехах наших творческих и спортивных коллективов, и другие статьи о наших земляках. Всё-таки у округа должна быть своя газета – это такой отпечаток времени