Как байкеры советского времени пригнали мотоциклы из Питера

«Ява» мне снится

2021 году мы рассказывали о супругах Шадриных из Елово. Тогда Владимир и Мария встречали 35-летний юбилей супружества. Листая тогда семейный альбом, мы увидели фотографию из 1980-х годов, которая помогла вспомнить необычную историю, связанную с мотоциклами.

На фотографии Владимир на мотоцикле «Ява» со своей троюродной сестрой Любовью Смольниковой готовы проехать по деревенской улице. Как раз родственники приехали в гости, сестра попросила прокатиться, а сфотографировал молодых людей дядя Степан, увлечённый фотографией.

Заманчивая редкость

Владимир Шадрин со своей троюродной сестрой Любовью Смольниковой на мотоцикле «Ява». Начало 1980-х.

Возвращаемся в прошлое по такому поводу. 29 августа в календаре значится как День рождения мотоцикла. В этот день в 1885 году немецкий инженер Готлиб Даймлер получил патент на мотоцикл. А в 1950-х годах сформировалось первое байкерское движение. Так вот, советские байкеры у нас тоже были. Так можно назвать двух парней родом из д. Сосновка. Это Владимир Шадрин и Александр Глумов. Они пригнали себе по мотоциклу «Ява» из Питера, тогда ещё Ленинграда. Три дня пути, преодолели 2200 километров. Чего не сделаешь ради такой техники.

Молодёжь в Советском Союзе в 70-е годы грезила мотоциклом «Ява». Эту модную чехословацкую марку желали заполучить многие молодые люди. До «Явы» у Владимира был мотоцикл «Восход», ему его купили в 1973 году, когда учился в седьмом классе. С расчётом, что будет ездить, когда сдаст на водительское удостоверение. Тогда мотоциклы понемногу ещё поставляли для продажи. В Калиновке в промышленный магазин привезли два «Восхода»: один купил парень из Калиновки, второй – Шадрины. Легковые машины привозили в район централизованно, и купить их было практически невозможно, очередь была расписана вперёд. А то, что недосягаемо – заманчиво.

 

За мотоциклом в Латвию

Вот и мотоцикл «Ява» не могли купить просто так. Достать можно было только в Ленинграде или Москве. Только найти, где продают, была целая история. В Сосновке, где тогда жил Владимир Шадрин, едва ли не у первого мотоцикл «Ява» появился у Сергея Макарычева. Как только вышла новая модель, Сергей купил её и переслал домой через посылторг. В начале 1980-х, в июле, Владимир вместе со своим другом Александром Глумовым тоже решили купить себе по мотоциклу «Урал» или «Днепр». Прошёл слух, что продают в Латвии. Друзья отправились в путь сначала на самолёте до Москвы, потом на поезде в эту союзную республику. Всю Латвию объехали, даже в Риге были, но никаких мотоциклов не увидели. Александр сагитировал – давай «Яву» купим. Тогда они на поезде приехали в Ленинград, и вот удача, нашли точку продажи. Очередь растянулась, в день там продавали со счёту мотоциклов. В Питере жили четыре дня, чтобы дождаться своего часа. Ночевали на вокзале, но это не гостиница. Надо было срочно что-то придумать. Владимир вспомнил, ездили от института в Питер и останавливались в общежитии. Друзья нашли это здание, а оно уже закрывалось. Кровати были уже пустые без матрасов. Наши земляки спросили у ребят разрешения переночевать, и получили согласие. Ходить в здание приходилось через крышу. Чего только не натерпелись ради желанной техники. В итоге последние два мотоцикла достались им. И отправить бы через посылторг эти мотоциклы, но друзья не подумали так сделать, и никто не подсказал. Отчаянные сосновские ребята решили гнать мотоциклы домой своим ходом. Очень хотелось испробовать новинку в деле. Друзья купили ветровые стёкла, багажники, шлемы и выдвинулись домой. Мотоциклы «Ява 350» прекрасно шли по асфальту и выдержали дорогу, вот что значит чехословацкое качество. Ехали через Москву и домчались почти до Красной площади. Как выбраться из города, спрашивали на пути.

Кураж куражом, а вот с усталостью приходилось бороться отдыхом. Спали в лесу. Веток наломали, сиденья сняли, поспали, подкрепились едой, а утром снова в путь. На второй день доехали до Чебоксар. Здесь ночевали в поле среди скирд. Был тёплый июль, обедали в столовых по пути. На третий день байкеры советского времени доехали почти до Ижевска и по прямой дороге через Чайковский примчались домой в Сосновку. Устали, хотя и были молодые. Пару недель была странная походка, трое суток сидели на мотоцикле в одной позе, это не мотоциклы-корабли современных байкеров.