Как еловцы доставляют посылки из дома «за ленту»
Эта история про выносливых парней, которые за несколько тысяч километров на своих машинах везут посылки из Еловского округа участникам спецоперации на Украину. Про смельчаков, передвигающихся без интернета и сотовой связи по незнакомой местности и рискующих попасть под обстрел. Про взаимовыручку незнакомых волонтёров и штаба в родном селе, потому что вот за этими парнями стоит большая команда единомышленников.
Роман Попов, Николай Макаров, Роман Кузнецов и Александр Яковлев недавно вернулись из очередной, шестой поездки в зону СВО. Многие подписчики чата «Елово Zа СВОих» в соцсети «В Контакте» следили за передвижениями «цыплёнка», такой милый позывной земляки присвоили жёлтому автобусу «Газель». Машина стала как родная и для тех, кто плетёт сети, заливает свечи, сушит овощи для супов, вяжет, шьёт, помогает финансово. «Цыплёнок» под управлением Романа Попова везёт всё, что сделано, напрямую бойцам «за ленточку», в госпитали. В октябре к этой машине уже в третий раз присоединилась «Газель» Николая Макарова. Среди подписчиков чата даже был объявлен клич на лучший позывной для машины, но пока с выбором не определились.
Милый позывной «цыплёнок» присвоили жёлтой «Газели»
Для Романа Попова это уже шестая по счёту поездка в зону СВО, начиная с марта 2023 года. У Романа Кузнецова и Николая Макарова третья, у Александра Яковлева первая.
«У нас отзывчивый народ, и если он собирает помощь, то почему мы должны оставаться в стороне на последней стадии, когда нужно довезти парням то, в чём они нуждаются. Я поехал ради этого», — объясняет своё решение Николай Макаров. У него вся цепочка происходит на глазах – от комплектования грузов из деревень до упаковки и доставки в руки бойцам «за ленточкой». При вручении это ему помогает, Николай помнит, что в какой коробке лежит.
Маршрут в 22 точки
До начала СВО у каждого из парней шла обычная жизнь со своими заботами. Роман Попов директор автотранспортного предприятия «Авангард», Николай Макаров предприниматель, Роман Кузнецов мастер отделочных работ, а теперь водитель и электрик в «Водоканале» Александр Яковлев программист. Спецоперация изменила привычный уклад. В маленьком Еловском округе все друг друга знают. Земляки разных профессий и поколений подключились к сбору помощи, организованному Ольгой Яковлевой. Гуманитарный груз от жителей Еловского округа в руки землякам «за ленточку» доставляли Роман Попов, Ольга Гунина, Артём Каменских и другие еловцы. Теперь это уже отлаженная система.
Каждой поездке предшествует подготовка. Принимаются личные посылки для участников СВО от родственников. Составляется маршрут, и каждый раз он расширяется за счёт новых адресов, так как военных становится больше, земляки идут добровольцами на службу по контракту. «Я интересовался, соседние районы обычно везут в 5 точек. Нам в этот раз нужно было доставить посылки в 22 точки. Разница существенная», — говорит волонтёр Алексей Порошин. Он как диспетчер сопровождал парней на всём пути. Координатор штаба помощи в Еловском округе Ольга Яковлева составляет маршрут, чтобы успеть ко всем адресатам. Перед поездкой согласовывает с бойцами по телефону. Где состоится передача, кто заберёт коробки. Личные посылки стараются передать прямо в руки. Бывает, что в несколько мест за 100 км из-за пары коробок опасно гнать полную машину. А в дороге выясняется, что ребята ещё и выехать не могут на адрес. Поэтому приходится диспетчерам искать другие места выгрузки. «И это в условиях отсутствия интернета и плохой сотовой связи, которая обрывается каждые 5-10 секунд. Не успеваешь понять суть и донести мысль», — говорит Александр Яковлев.
Украинские карты заранее загрузили в смартфон ещё дома, но они давно не обновлялись, показывают козьи тропки, по которым не проехать. Еловцы готовы к тому, что условия могут резко измениться. Также боец на задании может прислать вместо себя кого-то из сослуживцев. Ольга Яковлева и Алексей Порошин помогают придерживаться маршрута, так как парни едут по незнакомой местности, где бывают обстрелы. Подыскивают ночлег, договариваются с автосервисом в случае поломки.
Суровая поездка
В Елово поездку как обычно начали с погрузки. Приехали постоянные помощники, а также ребята из МЧС. Грузить коробки приглашают всех земляков, потому что женщинам приходится тяжело. Коробки располагают по ходу выгрузки на несколько направлений. Эта поездка была в суровых условиях, полная трудностей и приключений. В первый же вечер 20 ноября пришлось остановиться у Казани, 8 часов пережидали сильную метель, транспорт встал. «Хотели проскочить осенью, попали в зиму, а приехали в лето», — замечает Роман Кузнецов.
В Ульяновске у «цыпленка» случилась первая неисправность. Из-за скачка напряжения в бортовой электросети перегорели все лампочки на автомобиле и на прицепе. Такие же фонари в магазинах города не нашли, пришлось устанавливать другие. За 180 километров до Тамбова возникли неисправности с фаркопом – прицепным устройством.
Алексей и Ольга начали искать из Елово возможность починить машины. И ведь нашли среди таких же волонтёров, как и они. Тамбовцы проводили в автосервис, провели сварочные работы фаркопа и даже денег за услугу не взяли, а позвали в дом греться, пить чай с пирогами.
Серьёзный ремонт понадобился и в Воронежской области. Вблизи города Острогожск «цыплёнок» сломался при обгоне в гору. Стали искать автоэвакуатор, мастерские. На морозе сам ничего не сделаешь. Алексей Порошин обратился к местным волонтёрам за помощью, они откликнулись, помогли пригнать «цыплёнка» в автосервис, причём тоже не взяв оплату. «Когда я по Острогожску кинул клич, к ним уже выехали, мне уже позвонили военные, что прогрели машины и готовы перетянуть машину в сервис. Вопрос решился, военным дали отбой», — вспоминает Алексей Порошин.
Полную версию статьи читайте в газете «Искра Прикамья» № 50 от 21.12.2023