Как майору Алексею Соловьеву удаётся сладить даже с отъявленными хулиганами?

Вера Прокушева

Майор полиции из Елово Алексей Соловьев участвует во всероссийском конкурсе «Народный участковый». На первый этап, региональный, заявились 45 участников из Пермского края. Победитель определяется большинством голосов, набранных по итогам онлайн-голосования. Мы рассказали об этой новости в сообществе «Искра Прикамья online» в соцсети «В Контакте», и в комментариях жители его административного участка с удивительной теплотой стали поддерживать своего участкового.

Как Алексей Соловьев завоевал всенародную симпатию, как ему удаётся сладить даже с отъявленными хулиганами? Об этом наш разговор.

Алексею Михайловичу 39 лет, сейчас он пока в отпуске, занимается ремонтом дома, водится с маленьким сыном. Это небольшое время, когда его можно застать в Елово, в остальном он в пути – до деревни Городище, например, 44 километра, только дорога занимает полдня. А есть ещё село Брюхово, деревни Мичура, Батуи, Городище, Прохорята, Малая Талица, Осиновик, Калиновка, Средняя, Кижи, Дружная. Здесь проживает 1608 человек, 77 человек находятся на учёте. Каждый день он едет в какую-то деревню или село, где его уже ждут. В Брюхово есть кабинет, но люди уже на улице могут, махнув рукой, остановить «уазик» участкового Алексея Соловьева и рассказать ему о своей проблеме, спросить совета, куда дальше обращаться. Он поможет, подскажет. Постоянно на связи с людьми, на экране его телефона очень редко мелькнёт неизвестный номер среди множества звонков каждый день. Он совершенно случайно выбрал свой участок, не знакомые были ему эти места и люди. Первое знакомство с жителями своего участка было в 2007 году, в 25 лет Алексей был назначен на должность. Пошёл по дворам знакомиться с жителями Брюхово, и кто-то из сердобольных местных женщин про него по-матерински подметил: «Худенький какой!».

В МИЛИЦИЮ Алексей пришёл служить после службы в армии в октябре 2002 года, в 20 лет. Пока дожидался итогов отбора, проходил медкомиссию, успел пару месяцев поработать механиком в ДПМК по своей первой специальности механик, которой выучился в профтехучилище с. Елово. Потом не раз ещё ему придётся вернуться к устройству машин, чтобы самому починить внезапно вставший посреди лесной дороги милицейский «уазик». Первым его подразделением в тогда ещё в отделе милиции была кузница кадров – патрульно-постовая служба. Молодые здесь обтёсывались, стажировались. Вместе с напарником Алексей Соловьев охранял порядок в Елово. Пешком патрулировали центр села, пляж, парк и даже старые еловские улочки Советскую, Кудрявцева, где тоже был винный магазин и куда стекалась некоторая молодёжь. Первые полтора года «пэпээсники» ходили по селу в гражданской одежде без формы и оружия, и удивительно, что хулиганы к ним прислушивались, достаточно было представиться сотрудником полиции. Как только надели форму, хулиганы стали требовать у них показать удостоверение.

Их было шестеро, и все были заняты – кого-то в помощь участковым отправляли, а то в наряд, в конвой. Сейчас этой службы уже нет, участковый на все вызова один ездит. Вдвоём проще, чем одному.

ВЫДАЛИ служебное оружие значительно позднее, хотя Алексей Михайлович уже попадал в ситуации с риском для своей жизни и окружающих. Запомнилось, как в первый год назначения участковым он поехал на вызов в Крюково. Там в доме дебоширил мужчина. Сильно пьяный крюковец поломал дома мебель, даже люстру вырвал. Физически он был сильнее Алексея, и его пришлось усмирять вручную, участковый в одиночку боролся с ним полтора часа. В итоге поборол его, да и сосед семьи потом пришёл на помощь.

Домашние скандалы и побои бывают часто. Причина и в том, что работы на селе нет, мужики спиваются и начинают гонять вторых половинок. Но бывает и наоборот – жёны поднимают руку на мужей. Ещё один случай. Вызов участкового в деревню. Девушка жалуется – муж избил меня и сломал имущество – вентилятор. Участковый стал выяснять подробности. Девушка рассказала, что муж пришёл домой пьяный, и она ударила его по спине, вентилятор сломался. Девушка, так это вы виноваты? Нет, не соглашается она, это же была спина мужа, он и виноват.

Про похожие случаи можно прочитать в криминальной хронике в «Искре Прикамья». Алексей Соловьев говорит, что хотя там не называются имена, люди из деревень узнают друг друга, читают и потом смеются – про нас написано.

На его участке хулиганы одни и те же, часто адрес происшествия тот же самый. В каждой деревне 3-4 адреса, где живут подучётные, их воспитывать приходится. Алексей заходит в дом спокойно, а с ним проблемные сельчане ведут себя корректно, не скандалят.

Возраст хулиганов самый разный – от 14 лет и до 35 лет.

Полную версию статьи читайте в «Искре Прикамья» № 39 от 07.09.2021