На одном дыхании… и на одном языке — английском.  Так проходят лучшие уроки педагога Гульнары Кустовой

Учителей  иностранного языка в сельских школах традиционно не хватает, поэтому они всегда буквально на вес золота. Даже если выпускники поступают в вузы на специальность «преподаватель иностранного языка», то частенько не доезжают потом до школы. А вот Гульнара Кустова не просто вернулась после окончания учебы  в родную школу, а осталась верна малой родине и работает преподавателем английского уже 17 лет.  

Гульнара  родом из Брюхово, окончила там 11 классов. «Мы были первыми выпускниками 21 века, — рассказывает она, — и последним брюховским выпуском одиннадцатиклассников. После нас школа стала девятилеткой».

Вдумчивая, ответственная, рассудительная, к выбору будущей профессии Гульнара подошла тоже серьезно. Вообще-то в своих детских мечтах она видела себя следователем в системе МВД, но в итоге  поступила в Осинское педучилище, чтобы стать преподавателем иностранного языка. Почему? Причин как минимум две. Во-первых, она любила английский язык, который изучала с начальной школы. Язык давался легко, на уроках, бывало, успевала сама всё сделать и друзьям-одноклассникам помочь. «Спасибо моему учителю Анне Степановне Сальниковой», — говорит Гульнара, — это она привила мне такую любовь к иностранному языку». А вторая причина, которая определила профессиональный выбор одиннадцатиклассницы — мама. Гульнара — дочь педагога. Галина Сергеевна Аширова всю жизнь работала в школе, только в коррекционной, так что с работой учителя Гульнара была уже знакома.

Очень волновалась, и помнит как вчера не только первый день в школе, но и несколько месяцев

После окончания Осинского педучилища Гуля (а теперь уже Гульнара Ризвановна), вернулась в родную Брюховскую школу и с 2005 года вошла в класс как учитель. Очень волновалась, и помнит как вчера не только первый день в школе, но и несколько месяцев. «Все первые месяцы прошли как один сплошной первый день, — улыбается она, — дали мне учеников сразу со 2 по 9 класс. Было сложно».

Как и всем молодым педагогам, поначалу пришлось непросто, но Гульнара Ризвановна человек целеустремленный, довольно быстро нашла общий язык с учениками и родителями. А с коллегами  было проще  — здесь же все свои, родные. На тот момент практически весь педколлектив  состоял из ее бывших школьных учителей.

Через какое-то время Гульнара вышла замуж, дальше рождение ребенка, за мужем пришлось переехать из Брюхово в Елово, а после декрета она вышла на работу в Еловскую школу-сад № 3, стала преподавать английский у малышей. Параллельно поступила учиться на заочное отделение Удмуртского госуниверситета, получила высшее педагогическое образование.

Со временем приобрела опыт, свой подход к детям. На Гульнаре Ризвановне лежит особая ответственность, ведь ее ученики только начинают изучать иностранный язык. Именно от того, как будет заложена основа, зависит дальнейшее освоение ребенком этого предмета.

— Обязательно нужен индивидуальный подход к каждому ребенку, — объясняет она, — ведь у всех детей разные способности, кто-то посильнее, кто-то послабей. Надо знать особенности каждого и планировать урок исходя из этого. Поэтому, когда я иду в новый класс, обязательно сначала разговариваю с классным руководителем, чтобы понять, как мне лучше построить урок именно в этом классе.

Немного расстраивает учителя то, что не все дети (а порой и родители) понимают, что в современном мире знание английского языка очень важно. Особенно в том случае, если ребенок после окончания школы собирается продолжать обучение в вузе, строить дальнейшую карьеру. В большинстве высокооплачиваемых вакансий сейчас владение английским — обязательное требование к кандидату.

— Некоторые дети приходят и рассказывают, а мама мне сказала «зачем тебе нужен этот английский?». Так говорить не надо, это демотивирует детей, для которых мнение родителей много значит.

Некоторые дети приходят и рассказывают, а мама мне сказала «зачем тебе нужен этот английский?

В большинстве случаев общий язык  удается находить. Зато как же любит Гульнара Ризвановна такие уроки, которые проходят, как она говорит, «на одном дыхании»:

— Когда ребята приходят с выполненными домашними заданиями, когда все готовы к уроку. Тогда на занятии царит особая атмосфера, я вижу, что им хочется что-то делать, узнавать новое. Не замечаешь, как летит время, раз — и уже звонок с урока. И ребята сами удивляются: как так, вроде только урок начался, а уже перемена? Вот это самое приятное, когда уроки так проходят, и ты чувствуешь, что дети неравнодушны, что им хочется получать знания. Это вдохновляет учителя».

Сделать так, чтобы урок на одном дыхании прошел, совсем непросто. Дети ведь тоже меняются. Гульнара Кустова, хоть довольно молодой педагог, эти изменения хорошо видит. Пришли новые технологии, интернет, с ним автоматический перевод текстов. Дети стали, как она говорит, всё делать шустрее. Не успеешь дать задание, слышишь голоса: а я уже нашел, а я уже перевел! А переводят с помощью переводчика «яндекс» или «гугл». Там можно понять общий смысл сказанного, но грамматически такой перевод некорректен. Поэтому Гульнара Ризвановна этот подход не приветствует. Торопиться не надо, лучше сделать медленно и вдумчиво, хорошо запомнить лексику и грамматику.

Дети стали всё делать шустрее. Не успеешь дать задание, слышишь голоса: а я уже нашел, а я уже перевел!

 Это скучно? Вовсе нет. На уроках Гульнара Кустова старается сделать всё, чтобы ребята не заскучали, не потеряли интерес к изучению английского. Использует музыку, карточки и картинки, видеоролики. Дает детям много аудирования, чтобы они слышали, как говорят носители языка. Если 17 лет назад она специально в Осу ездила за бумажными учебниками, то теперь количество учебных материалов по английскому огромно и находится на расстоянии вытянутой руки, стоит только включить компьютер. У Гульнары Ризвановны уже достаточно большая копилка педагогических находок, но она постоянно ищет что-то новое. Несмотря на внушительный опыт к каждому уроку старается подобрать что-то новенькое. Обменивается опытом и с коллегами.

 

Полную версию статьи читайте в «Искре прикамья №39 от 06.10.2022