На рабочей встрече в Елово обсудили, как бороться с копателями ёлок, после которых на полях остаются ямы

Наталья Красносельских

Елово без ёлок

Одно из главных еловских природных богатств — лес. И название района на это намекает, и на гербе нашем три ёлочки-красавицы. Но только вот постепенно лишается округ этого самого богатства. Уже несколько лет выкапываются и вывозятся хвойные деревья за пределы территории.

Не раз говорили об этом, а нынешней осенью недовольство, кажется, достигло апогея. Выкапывание ёлок приняло уже промышленные масштабы. Да, копают не в самом лесу, а на землях сельскохозяйственного назначения, которые заросли деревьями, но земель таких много, и территория после выкапывания как после бомбёжки. Ямы никто не зарывает. Это опасность для грибников, охотников, лесных зверей. А кто и как посчитает экологический ущерб, нанесённый почве?

В социальных сетях на эту тему уже десятки комментариев, в выражениях люди не стесняются:

Дмитрии Глухов  «Эти ёлочники уже достали, все поля перекопали, да ещё и дороги ушатали»

Людмила Сальникова

 «Такие ямищи остаются, как потом землю обрабатывать, на какой интересно технике?»

 Алина Сальникова

«Идёшь по лесу, всё в ямах. Вы вредители, больше вас никак не назвать. Администрация, полиция! Что молчим? Когда беспредел кончится?!»

Но комментарии в соцсетях — это просто выпуск пара. Для того чтобы началось решение  проблемы нужны конкретные действия. На прошлой неделе дело вроде бы сдвинулось с мёртвой точки. В Елово приехали представители Россельхознадзора, и в администрации округа прошла рабочая группа. В ней приняли участие глава округа Антон Чечкин, прокурор округа Дмитрий Копьёв, начальник Еловского пункта полиции Любовь Вяткина. На страницах  газеты мы хотим познакомить вас с итогами этого важного совещания.

Но прежде поговорим с депутатом Еловской окружной Думы Владимиром Соколовым, именно после его обращения к Федеральному инспектору по Пермскому краю Сергею Половникову началось движение по этому вопросу.

 Не рой другому ямы… 

— Этой  проблеме уже много лет. Лично меня больше всего возмущает, что после выкапывания деревьев остаются ямы. Туда падают люди, ломают подвески внедорожники, проваливаются снегоходы. Ко мне обратились жители Плишкарей, хотя говорят об этом вообще все территории округа. Когда я занялся данным вопросом, то понял, что безразличных людей по отношению к этой ситуации точно нет. Писал и обращался в разные инстанции, но это не приводило к результату, вот у меня тут 19 страниц, где зафиксированы все обращения и ответы на них. После того как я обратился в ноябре к федеральному инспектору, в Елово приехал Россельхознадзор и начали обсуждать  проблему, вырабатывать пути решения.

Копателей можно будет привлечь к ответственности?

— Дело-то даже не в ответственности. Я понимаю, что у всех есть семьи, дети, и эти «копатели»  так зарабатывают деньги. Но ты если таким образом зарабатываешь, то будь добр — прибери после себя, зарой эти ямы! По большому счёту здесь же нет особых затрат.

Если копают они на собственных или арендованных землях, то по закону их за выкапывание не привлечь. Вы же на своём участке можете выкапывать деревья? Вот и они так же. Но вы на своём огороде такие ямы не оставите, всё равно их зароете.  Поэтому они как собственники и арендаторы обязаны после проведения работ приводить землю в пригодное состояние.

—  Ущерб экологии они наносят?

— А какой там ущерб?  Если все земли заросли, то, может быть, наоборот надо выкапывать деревья и обрабатывать эту землю? Собственников земли можно привлечь по закону как раз за то, что она зарастает, хотя имеет сельскохозяйственное назначение. «Запрещать и не пущать» тоже не выход. Пусть копают, главное, чтобы потом эту территорию приводили в порядок.

— Вы верите, что результат будет после сегодняшнего совещания с Россельхознадзором?

— Для того чтобы был результат, мы и пытаемся что-то делать.

Много тонкостей, но наказать можно

В Елово приехали сразу два представителя Росельхознадзора. Татьяна  Холстинина — зам. руководителя Россельхознадзора по Кировской  области, Удмуртии и Пермскому краю и Ольга Шумиловских — зам. начальника отдела земельного надзора Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртии  и Пермскому краю.

Представители Россельхознадзора отметили, что на территории Еловского округа идёт активное и массовое выкапывание хвойных деревьев с большим комом плодородной земли и перемещение за пределы Пермского края.

 Татьяна ХОЛСТИНИНА, зам. руководителя Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской республике и Пермскому краю

— Собственники земель сельхозназначения допустили их зарастание, и в результате на территории Еловского округа объявились предприниматели, которые выкапывают деревья с комом почвы обычно до метра высотой и в диаметре  от 3 до 6 метров, нарушая при этом рельеф местности.

— Вопрос, который волнует всех. Куда везут наши ёлочки?

— Вывозятся деревья в страны ближнего зарубежья, например, в Казахстан, а также в Москву, Санкт-Петербург. Они используются потом для озеленения, для ландшафтного дизайна, который так популярен в последние годы. У тех, кто копает, конечно, предпринимательская цель. Выбраны земли сельхозназначения, потому что на них удобнее копать. Это не сплошной лес, а подреженный, и деревья достаточно молодые, их легче выкопать.

— Чем это грозит земле?

— Происходит порча плодородного слоя почвы, он вывозится, и остаются углубления, которые никто не восстанавливает. Это не только портит почву, но и создает угрозу для пришедших в лес людей и обитающих там животных.

— Какую ответственность могут понести такие копатели?

— Проблема в том, что такие дела сложно довести до логического завершения. Для тех, кто выкапывает деревья, предусмотрена административная ответственностьв виде штрафов, но они невысокие, в пределах нескольких тысяч рублей. Сложность в том, что всё должно быть зафиксировано. Нужны доказательства, фото или видеофиксация выкапывания и вывоза. Если изначально не установлен ряд факторов, то Россельхознадзор  не может привлечь к ответственности, и в этом случае выносится определение об отказе возбуждения административного правонарушения.

Но я хочу сказать, что несмотря на сложности, у нас есть прецеденты, когда удаётся доказать состав правонарушения. Буквально вчера к нам пришёл материал по Кировской области, где установлено виновное лицо, собраны все фотографии, все документы, и мы будем возбуждать дело об административном нарушении. Кроме того, представители Россельхознадзора выедут на место для установления экологического  ущерба, который тоже потом  предъявят  гражданину.

Штраф за экологический ущерб может быть существенным. Хотя суд у нас всегда старается повернуть в сторону добровольного восстановления плодородного слоя почвы, а не материального  взыскания. Но если человек отказывается, то тогда будет предъявление в денежном выражении, в размере возмещения затрат на рекультивацию почвы. Опять же тонкость: определить, существенный ли вред нанесён природе? Если ущерб на сумму меньше миллиона рублей, то возбуждается только административное дело, а вот больше миллиона — это уже уголовная статья. Тогда мы сразу передаём это дело в прокуратуру или Следственный комитет. А наши граждане, когда над ними нависла «уголовка», начинают по-другому себя вести, очень стараются и всё-таки восстанавливают плодородный слой.

— Это ответственность тех, кто выкапывает деревья. Какая ответственность предусмотрена для собственников и арендаторов этих земель?

—  Землепользователи — собственники и арендаторы, обязаны соблюдать требования Земельного кодекса, проводить  мероприятия по охране сельхозугодий от негативного воздействия. Если хозяин допустил  выкапывание древесно-кустарной растительности на своём участке, то он негативно воздействовал или бездействовал. За это предусмотрена административная  ответственность. Для граждан там размер штрафа от 20 до 50 тыс рублей. Это не касается тех, кто выкорчевывает деревья с целью рекультивации земель, но в этом случае у хозяина земли должен быть проект мелиоративных мероприятий.

Наступила точка кипения

В небольшом Еловском округе, где все друг друга знают, конечно, многим известны и имена тех предпринимателей, которые вывозят деревья и уродуют территорию. Проблема давняя, но как говорит глава округа Антон Чечкин, сейчас  «мы дошли до  точки кипения».

Антон ЧЕЧКИН, глава Еловского муниципального округа

— Это своеобразный вызов для нас, мы должны выработать механизмы противодействия совершению таких правонарушений. У подобных правонарушений сложный механизм привлечения к ответственности, кроме того, штрафы там несущественные. Несколько тысяч для тех, кто вывозит деревья в промышленных масштабах – это мелочь,  именно поэтому нарушители чувствуют себя безнаказанными. А экологический ущерб, ответственность по которому более серьёзная, насчитывается не сразу, а гораздо позже. Кроме того, этот ущерб надо ведь ещё взыскать.

Например, сегодня представители Россельхознадзора сообщили, что по одному из случаев на территории нашего округа уже рассчитан экологический ущерб в размере 800 тысяч рублей. Но его надо, во-первых, наложить судом, а во-вторых, взыскать. Поэтому сегодняшняя наша встреча как раз для того и нужна, чтобы вместе с прокуратурой, органами внутренних дел и Россельхознадзором выработать эти механизмы, чтобы они были рабочими.

— Вы сказали об экологическом ущербе на территории Еловского округа, значит, кто-то уже привлечён к ответственности?

— Да, привлечены к административной ответственности.

—  Могут ли жители округа, если видят, что где-то копают и вывозят деревья, сообщать об этом?

— Конечно, могут. Можно звонить по номеру 112, 02, или к нам, в администрацию, по телефону 3-11-92.

— Не отфутболят?

— Нет, не отфутболят. Очень важно в таких случаях сообщить точное время, место правонарушения. Если есть возможность, то самим зафиксировать на фото или видео.  Сложность как раз в том, чтобы застать тех, кто копает прямо на месте. Потому что выкапывание деревьев, это говоря юридическим языком, одна часть события, а вывоз — это уже другая часть. Все материалы необходимо правильно оформлять, должна быть полнота сбора доказательств, чтобы при поступлении в Россельхознадзор, делу можно было дать ход.

— Но они не боятся этих штрафов за административное правонарушение и всё равно продолжат копать. Как с этим можно бороться более масштабно и эффективно?

—  Мы сегодня как раз это и обсуждали. Нужно каждое дело административное доводить до логического завершения — доказывать экологический ущерб. А это, как уже говорилось, долгая история. Но если доказано административное правонарушение (то есть сам факт снятия плодородного слоя почвы и его перемещение), то закон позволяет нам изымать технические средства до принятия решения по этому делу. Например, если они сняли плодородный слой трактором – мы можем этот трактор изъять. Да, штраф-то будет всего три тысячи рублей, но трактор простоит два месяца на штрафстоянке. В том числе и над этим будем работать, как всё сделать методически правильно.

— Каковы краткие итоги сегодняшней рабочей группы?

— Мы выработали общие подходы к решению этой проблемы. Первое — методические. Работники Россельхознадзора будут работать с теми, кто фиксирует такие правонарушения, с органами самоуправления, органами внутренних дел. Всё должно быть правильно оформлено, с точными формулировками и доказательствами.

Второе — это работа по законному изъятию технических средств, то есть предметов и  орудий совершения правонарушения.

Третье — взаимодейстиве с арендаторами и собственниками земельных участков, на которых ведётся выкапывание. Как мы подчеркивали в беседе, их материальная ответственность в десятки раз выше, чем у самих копателей.

Четвертое — усиление мер муниципального земельного контроля по использованию земель сельхозназначения.

Сейчас, укутанные в снежную пелену деревья, спят зимним сном, и до весны их никто не потревожит. Сезон у тех, кто выкапывает наши ёлки, начинается примерно в мае и продолжается до осени. Планируется, что несколько месяцев до начала сезона будут использованы для отработки форм и методов воздействия на правонарушителей. Окажутся ли они работающими, покажет только новый сезон. Ждём весны.