Незрячая бабушка Стеша из Мичуры хозяйничает, вяжет, сочиняет и слушает газету

Вера Прокушева

Гостить у бабушки в деревне внукам целое приключение. Чего только стоит застелить высокую кровать с пирамидой пышных подушек! После неказистых попыток, с помощью бабули кровать вновь становится величественной. У жительницы Мичуры 73-летней Степаниды Ефремовны Сальниковой кровати искусно заправлены. Бабушка Стеша незрячая, и застилает кровати на ощупь.

На покрывалах тонкими кружевами раскинулись вязаные салфетки.

-Это младшая сестра Людмила прислала в подарок. А вот моя работа, — Степанида Ефремовна показывает вязаные круги на полу. Она ловко плетёт их крупным крючком из тряпичных нитей, с салфетками не водится, уж больно тонкая нить и крючок. Дело её рук и тёплые вязаные тапочки. Вязать на спицах баба Стеша научилась в детстве, когда её глаза видели, и сейчас вяжет по памяти. Зрение она потеряла в 24 года.

Набор мычал и хрюкал

Ещё пару десятков лет назад и позднее на подворье Степаниды Ефремовны был полный набор деревенской хозяйки. Корова, поросята, куры. Незрячая женщина сама ухаживала за всеми питомцами, доила корову. Отказалась от бурёнки только в 52 года, когда ушёл в иной мир её муж Иван Исаевич. Сама управлялась в огороде, и своих троих детей, а потом и внуков-правнуков рано приучила к домашней работе.

Она привыкла с детства, что в доме должно быть чисто и уютно. Глаза не видят, а руки делают. Встанет на колени, делает уборку. Но с возрастом стало труднее управляться, а дети-внуки разъехались. Несколько раз в неделю наводить порядок, огрести снег, принести дров, истопить баню ей помогает социальный работник Ирина. Стирает Степанида Ефремовна в активаторной машинке, ей нужно только помочь натаскать воды для полоскания в баки, а слив обустроен, и вода проведена в дом. Печку протапливает тоже сама, научилась ловить момент, когда прогорят головёшки, с углей исчезнет синее пламя, и можно закрывать печную трубу.

Посватался кузнец как в сказке

Она всё привыкла делать сама, с тех пор, как 53 года Иван Исаевич Сальников посватался к ней и привёл хозяйкой в этот дом. Приглянулся ему молодой ветеринарный фельдшер Степанида. Она приехала в апреле 1968 года, в 20 лет после окончания Осинского техникума по распределению в колхоз имени Фурманова в Мичуру. В то время в хозяйстве было больше двухсот племенных молочных коров, пятьдесят лошадей в двух конных дворах, свиньи, куры, кролики. Осеменатора не было, и ветфельдшеру приходилось вести и племенную работу. Каждые 10 дней контрольная дойка, выбирали высокоудойных коров и телят от них по родословной – будущих бурёнок.

Тогда ещё претендент в мужья Иван Сальников отслужил в армии и тоже работал в колхозе, кузнецом. В декабре 1968 года заслал сватов к Степаниде. Соседка позвала её как ветфельдшера к себе под предлогом, что корова у неё загуляла. А сами посвататься решили.

-Я согласилась выйти за него. Мы и не дружили. Получилось всё само собой, как в сказке. Собрали на стол в знак помолвки. А потом перешла к нему жить, свадьбу сыграли 14 декабря 1968 года, — вспоминает Степанида.

У пары стали появляться дети. До последнего принято было работать, а после родов через месяц выходили на работу. В 1969 году родился первенец Андрей, в 1971-м Светлана, в октябре 1972 года Ирина. С этого момента что-то пошло не так.

Как встала, так и упала

Вернувшись после родов домой в ноябре, молодая мама Стеша стала стирать бельё, а семья была большая, кроме Стеши с Иваном и троих детей с ними жили свёкры. Помочь ей было некому, у свекрови болели ноги, с палочкой ходила. Степанида стирала вручную дома, а полоскала на улице в ванне с колодезной водой. В ограде на сквозняке ей надуло голову, но она второпях не обратила на это внимание.

Ночью заплакала дочка, Стеша встала поменять пелёнки и накормить малышку. Как встала, так и упала. Накануне семья ела консервы, и местные медики подумали, что Степанида отравилась, у неё началась тошнота, рвота. Трое суток лежала дома, глазами было больно повести. И как будто пятно появилось слева на глазу. А муж тогда попивал, на работу не вышел, Степанида переживала, сказались и недавние роды – всё воедино собралось. Приехала из Елово комиссия выяснить, почему муж не на работе, тогда с этим было строго, увидели Степаниду и спросили, почему жена в таком состоянии. Приехавший на вызов врач распорядился срочно доставить молодую мать в больницу на машине скорой помощи.

Рассеянный недуг

У Степаниды Ефремовны взяли пункцию, определили энцефалит, но не клещевой, а от переохлаждения. Степаниду лечили в еловской больнице десять дней, затем на вертолёте отправили в областную больницу. Три месяца лечили, в том числе месяц она была парализованная, и её выходили. Но на глазах словно мутная плёнка появилась. Зрение продолжало падать, снизилось до единицы на оба глаза, возникло кровоизлияние на глазное дно. Врачи старались восстановить, но не получилось. Подозревали водянку головного мозга – скопление жидкости в черепной коробке. Чтобы подтвердить или развеять опасения, решено было провести вентрикулографию.

Полную версию статьи читайте в «Искре Прикамья» №47 от 02.12.2021