Неисправный электросчётчик – причина больших проблем

В редакцию поступило несколько обращений жителей Еловского округа с просьбой разъяснить порядок проведения проверок электросчётчиков.

В результате таких проверок выявляются похитители электроэнергии, потребляющие её в обход счётчика или по неисправному прибору учёта.

Однако бывает, что нарушителями становятся и вполне законопослушные в обычной жизни граждане. Случается, что о неисправности электросчётчика хозяин дома узнаёт только по результатам проверки. Однако зафиксированный факт нарушения – по умыслу или без него — уже ведёт к штрафным санкциям, а то и к отключению от электропитания жилища.

Такие неприятные «открытия» в виде неисправного счётчика или отсутствия пломб порой ставят жителей округа в тупик. Что нужно знать, чтобы не оказаться в неприятной ситуации и избежать штрафов и отключений?

На вопросы о размещении приборов учёта, их проверок энергетиками и правах потребителей разъяснения даёт прокуратура Еловского района.

Наша справка

Для оказания услуги электроснабжения по конкретному адресу между абонентом и, в нашем случае, Южным территориальным отделением ПАО «Пермэнергосбыт» заключается договор электроснабжения для бытовых нужд.

Место установки прибора учета (счетчика)

В соответствии с п. 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов (в нашем случае – потребителя и сетевой организации).

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке в месте, максимально к ней приближенном, в котором имеется техническая возможность его установки.

Местом, максимально приближенным к границе балансовой принадлежности, является место, максимально приближенное к точке поставки, в котором имеется техническая возможность установки прибора учета.

То есть конкретное место расположения прибора учета определяется индивидуально. Право электросетевой организации требовать установить счетчик на столбе, на улице и пр. законодательно не закреплено.

В соответствии с п. 1.5.29 «Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание», утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию. Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 — 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

Порядок проверки приборов учета

Согласно абзацу 2 п. 170 Основных положений, проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке и включают, в том числе, визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств и схем соединения приборов учета, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.

При этом, п. 174 Основных положений предусмотрена обязанность сетевой организации за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомить потребителя о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

При несогласии потребителя с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель направляет лицу, проводящему проверку, предложение об иных дате и (или) времени, но не позднее 10 рабочих дней со дня предложенной даты, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

В случае первого недопуска потребителем к приборам учета в согласованные дату и время лицо, проводящее проверку, повторно направляет потребителю уведомление с указанием даты и времени проведения проверки.

В случае двукратного недопуска объем потребления и оказанных услуг с даты 2-го недопуска вплоть до даты допуска к прибору учета определяется исходя из увеличенных в 1,5 раза нормативных значений. (п. 182 Основных положений).

Следует знать, что добровольное предоставление доступа сотруднику электросетей к прибору учета в отсутствие уведомления о проверке относится на усмотрение потребителя. Полученные в этом случае доказательства нарушений со стороны потребителя будут являться допустимыми.

Кто отвечает за прибор учета?

Для целей определения объемов потребления электрической энергии используются показания приборов учета, соответствующих требованиям законодательства РФ в части класса точности, имеющих неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, допущенных в эксплуатацию (п. 141 Основных положений).

В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п. 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.

В соответствии с п. 175 Основных положений лицо, являющееся собственником прибора учета, при выявлении фактов его неисправности или утраты обязано в течение одних суток сообщить об этом другой стороне по договору энергоснабжения.

Последствия неуплаты коммунальных платежей

В соответствии со 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

В силу п.п. 117-119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), Исполнитель (по договору предоставления коммунальной услуги) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги, под которой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Для этого исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю любым из следующих способов:

  1. путем вручения под расписку;
  2. путем направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении);
  3. путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления);
  4. путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя (например, СМС);
  5. путем телефонного звонка с записью разговора;
  6. путем сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет,
  7. путем передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
  8. иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем.

В силу требований п. 119 Правил, при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.

При непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги (за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения).

В соответствии с п. 120 Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Если отключением электроэнергии потребителю причинен ущерб, он не лишен права обратиться за защитой своих нарушенных прав, свобод и законных интересов в порядке гражданского судопроизводства.