Новый школьный год: что он нам несёт? Об этом рассказали еловским учителям
Наталья Красносельских
Нынче не было традиционного августовского педсовета. Учителя подвели итоги прошлого учебного года и наметили планы на будущее не на сцене РКДЦ, а в более камерном формате. Можно сказать, на своих рабочих местах, в школьных классах. Такие августовские встречи прошли во всех школах района. Самым многочисленным, как и полагается, стало совещание в Еловской средней школе. Перед учителями выступили с докладами представители районного отдела образования Валентина ПОНОМАРЁВА, Ирина КОЛЕГОВА, Надежда ПАНЬКОВА, о новшествах, которые предстоит реализовать Центру детского творчества, рассказала Елена БЕРЕЗИНА — зам. директора этого учреждения.
Прежде всего, вспомнили о том, что прошедший учебный год закончился всеобщим дистантом, к которому никто не был готов. Но удалось достаточно быстро приспособиться, и, несмотря на сложности, с дистантом справились. Самой большой проблемой, которую выявило дистанционное обучение, стал разрыв в техническом обеспечении детей.
— У кого-то есть интернет и современные гаджеты, а у кого-то совсем ничего нет, — посетовала Валентина Николаевна Пономарева, — но нам нужно работать со всеми детьми, надо настраиваться на работу в любых условиях.
Сеть учреждений образования в районе сейчас включает 10 юридических лиц. Реорганизованы Малоусинская и Плишкаринская школы. Изменения на данный момент не коснулись учебного процесса и школы работают в тех же зданиях.
По-прежнему уменьшается с каждым годом количество детей в школах и дошкольных учреждениях, а вот число педагогов остается примерно таким же. В этом учебном году на заслуженный отдых проводили 5 педагогов района, в учительский строй вольются три новичка. Новые учителя начальных классов приходят в Крюковскую и Малоусинскую школу, и один педагог начнет работать на базе ЦДТ в центре тестирования ГТО.
Жаркие экзамены

В этом году не сдавали экзамены выпускники 9 классов, зато 11-классникам пришлось попотеть в самом прямом смысле этого слова. Экзамены перенесли из-за пандемии и выпали они на самые жаркие дни июля. ЕГЭ сдавали по 11 предметам, самым массовым стал русский язык. Он же стал и самым успешным для выпускников. Максимальный балл ( 98) набрала Вероника Мерзлякова из Еловской школы ( учитель Батуева О.А), она же набрала 90 баллов по иностранному языку ( учитель Шайбакова И.С)
Также среди достижений прошлого года – две золотых медалистки в Еловской школе – Дарья Бажукова и Екатерина Брюхова, и призер краевого этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию Александра Аникаева (учитель Ипатов А.М).
Дистант танцам не помеха
Позитивных результатов, несмотря на дистант, удалось достичь и Центру детского творчества. В течение прошлого года они увеличили охват, в основном за счет выездных программ дополнительного образования. Организовали 35 районных мероприятий. А вот для кого карантин не прошел даром, так это для «Россияночки». Этот коллектив в пору всеобщего сидения дома смог получить 18 дипломов лауреата 1 степени, 3 диплома 2 степени, 3 диплома Гран- при. Это всё за участие в дистанционных конкурсах и проектах.
В будущем — звёздное небо
После подведения итогов прошлого перешли к будущему. С одной стороны оно туманно — никто не знает как будет складываться ситуация с коронавирусом. С другой стороны — вполне конкретно. Есть национальный проект «Образование», есть региональные и федеральные планы, в рамках которых должны действовать и педагоги района.
Так, в соответствии с региональными планами, в ближайшие 4 года будет уделяться особое внимание таким предметам как обществознание, физическая культура, ИЗО, технология, музыка, ОБЖ.
А на федеральном уровне больше внимания будет уделяться химии, физике и астрономии. Элементы начальных знаний по физике и химии рекомендовано включать в программы еще в младшей школе. А вот за астрономию взялись совсем всерьез. Теперь она станет обязательным предметом, и вопросы по астрономии будут включены в состав ЕГЭ по физике и географии. В школах мотивированным ученикам должны быть созданы условия для углубленного изучения астрономии.
Вспоминая Ивана Семёнова
Выходит на первый план и воспитательная роль уроков. С сентября 2020 года в школах должна начаться разработка и внедрение программ воспитания. Многие помнят, как важна была в прежние времена воспитательная ценность урока, теперь предстоит снова вернуться к этому.
— Мы от этого и не уходили! – тихо парировали педагоги с мест.
Но вот теперь воспитательную роль школы признали на федеральном уровне и даже предложили ввести институт шефства. Предполагается организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. Такое шефство будет давать школьникам социально значимый опыт.
— Мне сразу вспомнилась Аделаида из Ивана Семёнова, — помните, как её кулак героя мотивировал? – сказала Ирина Васильевна Колегова, зам. зав районо.
После этих слов раздался смех. Педагоги, конечно, помнят и Ивана Семёнова и то, что новое – хорошо забытое старое.
Школьный ЭПОС

Но вот то, что точно будет новым и предстоит к немедленному освоению – это электронная система ЭПОС, на которую переходят все педагоги Пермского края. По сути это тот же электронный дневник, но с массой дополнительных функций. Предполагается, что ЭПОС позволит обеспечить образовательному процессу полную открытость, а родители будут информированы не только о результатах обучения, но и обо всем процессе учебы.
Для того, чтобы пользоваться ЭПОСом, нужен быстрый интернет, и он нынче должен появиться во всех школах района, даже там, где его не было. Труднее всего, пожалуй, будет разобраться с ЭПОСом Сугановской школе, там даже со старым электронным журналом не работали по причине отсутствия интернета. Но другого выхода нет. Работа в этой системе теперь обязательна, а цифровизация образования названа одной из основных задач на будущее. Педагоги попросили в случае затруднений заняться информационным просвещением родителей по работе этой системы. Если это нужно, готовы подключиться.
Стать наставником
Также были подведены итоги летней оздоровительной кампании и итоги работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете. Тут просто прорыв, если на 1 января 2020 года на профилактическом учете состоял 121 человек, то теперь только 60. То ли трудные подростки испугались вируса, то ли усиление профилактических мер сыграло свою роль, но сокращение в два раза налицо.
А ещё с этого года начнут работу общественные наставники. Под руководством региональной общественной организации «Правда вместе» начинает работу институт общественных наставников, работающих на добровольной основе с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете. Скорее всего, в первую очередь, в этом будут участвовать образовательные учреждения, но наставником может стать любой человек. Сейчас в Еловском районе набирается группа таких наставников. Руководителем является Мария Александровна Немкова.
Соблюдать права ребёнка

Кроме того, прошедший учебный год выявил проблемы с соблюдением законных прав ребенка в образовании. Например, это касается часто и подолгу болеющих детей. Этой теме было посвящено много времени, подробные разъяснения от представителей районо учителя получили.
— Родители у нас продвинутые, грамотные, они знают свои права и права ребенка. Были обращения не только в местную прокуратуру, но и в краевые органы и даже в администрацию президента. Поэтому, нужно неукоснительно соблюдать права ребенка на образование! – обратилась к педагогам Валентина Николаевна Пономарёва.
В заключение наградили за достижения отличившихся педагогов. Несколько десятков педагогических работников получили благодарственные письма, грамоты и дипломы.