Память о кузнеце в металле. В Мичуре установлена табличка на доме Ивана Пермякова в память о его отце

Проект «Последний адрес» краевого отделения общества «Мемориал» начался в Еловском районе

Вера Прокушева

 

Иван Пермяков прикрепляет цветы к мемориальной табличке, посвящённой своему отцу, на фасаде своего дома

Житель деревни Мичура Еловского района Иван Пермяков не помнит, как выглядел его отец. Он увидел его только на фотографии, а какой папа был при жизни, узнал из рассказов мамы и старших братьев Иона и Петра. В 1940 году, когда Ване, младшему в семье ребёнку, было два года, его отца кузнеца Фёдора Васильевича арестовали сотрудники НКВД «за антисоветскую агитацию».

 

 

Сын Фёдора Пермякова, Иван, несколько лет пытался отыскать сведения о судьбе своего отца. Его волновало – за что и почему арестовали? Иван нашёл в областном архиве протоколы допроса. Копии документа он перечитывает и сейчас, чтобы разобраться в обстоятельствах, за которые пришлось пострадать отцу и семье, оставшейся без кормильца.

Справка

Кузнец Фёдор Пермяков из Мичуры

По версии следствия Фёдор Пермяков «клеветал на материально-бытовые условия трудящихся Советского Союза, а также, работая кузнецом в колхозе, проводил преступную деятельность, направленную на подрыв экономической мощи колхоза, срывая ремонт сельхозмашин, чем тормозил ход уборки урожая…»

27 февраля 1941 года Судебная коллегия Молотовского областного суда приговорила Фёдора Пермякова лишить свободы сроком на пять лет и после отбытия наказания лишить избирательных прав на три года. Он отправлен в лагерь в Магаданскую область на прииск Чкаловский. Через год Фёдор Пермяков умер в лагере. А в 1962 году судебной коллегией по уголовным делам реабилитирован посмертно.

В Мичуре репрессии коснулись 16 жителей. Родные некоторых из них решили участвовать в проекте «Последний адрес».

Пострадал за необидное слово

Иван Фёдорович Пермяков – местный краевед, написал книгу об истории Мичуры, основанную на архивных данных и воспоминаниях старожилов. Судьба его семьи переплелась с историей Мичуры. Кузнец – фигура значимая в деревне. В колхозной кузнице местные мужики в свободное время обсуждали жизнь, деревенские и мировые новости из газет. В то время могли пострадать за ненароком сказанное слово, пусть и необидное. По рассказам, был в деревне тайный милиционер, который донёс на кузнеца – в вину ему ставили антисоветскую агитацию и вредительскую деятельность, службу в Белой армии (его туда отправили насильно) и враждебную настроенность советской власти. Домой отец так и не вернулся, прииск Чкаловский Магаданской области стал его последним адресом.

Игрушка для семьи и холод барака

Швейная машина, которая спасла жизнь семье Пермяковых в годы войны

В семье остались воспоминания об отце. Говорит Иван Пермяков: «Папа смастерил старшим сыновьям педальную тележку, коньки и лыжи. Вечерами играл с ними в шашки, но мог и угостить ремённой кашей за провинности. Купил на торгах для жены швейную машинку, которая спасла от голода жизнь семье в послевоенное время. Мама – мастерица ткать холсты, шила вещи, покупая на выручку продукты детям, оставшимся без отца. За отцом приходили нарочные настраивать и чинить молотилки в поле. Отец разводил пчёл, сеял хлеб на выселке до коллективизации. И него стало получаться, но всё нарушил арест».

О том, в каких условиях очутился мичуринский кузнец, помогают понять воспоминания очевидца Нины Савоевой. В 1940 году она приехала работать медсестрой на прииск Чкалова. Прииск возник стихийно, когда там было обнаружено золото, об условиях быта здесь почти не заботились:

«На прииске одетые в грязные лохмотья люди, серые измождённые лица, в основном осуждённые по политической статье. Лагерь строился наспех, бараки плохо отапливались. Убогое некалорийное питание. Зимой не хватало ни дров, ни воды. Общее обморожение организма, почти не было дня, чтобы не привозили умерших в забое».

Память на фасаде дома

Координатор проекта «Последний адрес» в Пермском крае Александр Чернышов рассказывает о том, как стать участником проекта

Историю кузнеца участники пермского фонда «Мемориал» узнали от Ивана Фёдоровича. Житель Мичуры стал первым участником проекта «Последний адрес» в Еловском районе. 15 сентября на доме Пермяковых установлена мемориальная табличка в память о Фёдоре Васильевиче. Предваряла событие встреча в местном доме досуга жителей Мичуры с координатором проекта «Последний адрес» в Пермском крае Александром Чернышовым. Только в Мичуре репрессии коснулись 16 жителей. Родные некоторых из них пришли на встречу и решили участвовать в проекте.

Проект «Последний адрес» помогает установить мемориальные таблички на фасадах домов, которые стали последними прижизненными адресами жертв репрессий.

Табличка в память о кузнеце Фёдоре Пермякове установлена на фасаде дома его сына –отцовского дома и кузницы не сохранилось до наших дней. На встречу собралась почти вся семья Пермяковых. Судьба прадеда объединила ещё сильнее и передаётся внукам в рассказах дедушки Ивана.

Семья Пермяковых возле дома, на фасаде которого установлена табличка в память о своём потомке

Так выглядит мемориальная табличка в память о кузнеце Фёдоре Пермякове из Мичуры, погибшем на прииске Чкалова в Магаданской области и реабилитированном в 1962 году

Размер таблички 11х19 см. Она устанавливается, если для человека адрес стал последним – он не вернулся: умер в лагере либо расстрелян. Инициатором установки этого знака может быть любой гражданин, даже не родственник погибшего. Чтобы стать участником проекта «Последний адрес», надо подать заявку на сайте poslednyadres.ru и pmem.ru.

В Пермском крае эта акция идёт пять лет. За это время установлено 42 мемориальных таблички по единому дизайну.

Считается, что способности предков проявляются в новых поколениях. Как тогда объяснить мастеровитость сына кузнеца? Иван Пермяков умелец – сам собрал трактор из подручных запчастей. Перевозит на самоделке сено. С детства с техникой, как и его отец. И память о кузнеце застыла на фасаде дома в табличке из похожего металла, с которым он работал в жизни. Укрепилась в сердцах детей и внуков.