Парламентский урок – старт в науку

Уже 16-й год Законодательное Собрание Прикамья реализует большой просветительский проект, в рамках которого в школах края ежегодно проходят традиционные парламентские уроки. В этом году ребята из Бардымского, Еловского, Осинского и Чайковского округов погрузились в современные технологии. Научный митап «Старт в науку», который прошел в онлайн-формате в рамках проекта «Парламентский урок», стал  настоящей дискуссионной площадкой. Вместе со спикером краевого парламента Валерием Сухих, учёными и специалистами детского технопарка «Кванториум Фотоника» в нём приняли участие более 200 старшеклассников и педагогов. Ребята представили свои научные проекты, главная задача которых  – создание комфортных условий для учёбы и жизни в их родных городах и сёлах. Уровень проектов –  без «скидок на молодость».

Поддержка инициатив – главная задача

Как отметил председатель Законодательного Собрания Валерий Сухих, ребята проявили огромный интерес к своим проектам. «Радует, что уже в юном возрасте ученики поднимают актуальные для территорий вопросы. Важно, что все они касаются самих ребят, поэтому участники готовы не просто говорить о проблемах, но и предлагать их решение. Думаю, что в рамках «Парламентского урока» мы продолжим работать над социальным проектированием, чтобы школьники могли обсудить свои идеи и в дальнейшем разрабатывать проекты по созданию комфортных условий для жизни в городах и сёлах Пермского края. Прислушиваться к юным пермякам и оказывать поддержку инициатив – важная задача властей», – поделился впечатлениями Валерий Александрович.

Химия дополненной реальности

Ученики Бардымской школы №2 создали мобильное приложение, которое помогает освоить школьную программу. Авторами проекта «Визуализация химических формул» стали Аиша Алапанова, Денис Назмутдинов и Альмир Мансуров: ребята создали приложение, которое визуализирует химические реакции по формулам и помогает ученикам понять, как они происходят. «Когда мы начинали изучать химию, нам было трудно понимать процессы, происходящие на межмолекулярном уровне. Со временем мы разобрались, и теперь хотим помочь и другим школьникам сделать изучение химии проще и интереснее, – рассказывают ребята. –  В ходе работы мы столкнулись с некоторыми трудностями, но наши наставники из технопарка «Кванториум Фотоника» помогли успешно с ними справиться. В процессе мы изучили 3D-моделирование и технологию дополненной реальности, а рабочий прототип приложения был готов уже через две недели. Мы бы хотели, чтобы эта идея не пропала зря и развивалась дальше. В ближайших планах – пополнить библиотеку химических веществ и реакций и сделать ручной ввод формул».

Ученики и педагоги этой школы уже не первый год принимают участие в парламентском уроке – в их активе уже несколько тематических проектов. «Парламентский урок – это множество тем и направлений, которые развивают интерес к истории, науке, культуре края. На таких уроках формируется активная гражданская позиция, поддерживается любовь к малой родине. И участие в парламентских уроках, важно как для школьников, так и для взрослых, – говорит  учитель истории и обществознания Бардымской школы №2 Раушания Кучукбаева. – В этом году, выбирая между несколькими темами и идеями научных проектов, мы выбрали самый оптимальный  – «Визуализации химических формул»: он не так сложен в реализации, при этом полезен и ученикам, и педагогам».  «Парламентский урок – это каждый раз интересные и полезные темы, – отмечает глава Бардымского  округа Халиль Алапанов. – Проект наших ребят облегчит изучение химии в школах, и в этом его главная польза. Желаю ребятам успехов!»

Батискаф из Елово на службе у планеты

Идея ребят из Еловской средней школы – поистине мирового масштаба: они попробовали спроектировать батискаф для сбора мусора под водой. Школьники исследовали самые оживлённые морские пути и самые загрязнённые акватории, разбирались в техническом устройстве батискафов и подводных лодок и изучали подобные проекты других учёных. В итоге удалось разработать внешний вид устройства и найти оптимальное расположение необходимых технических элементов. Затем ребята создали 3D-модель батискафа-сборщика мусора и даже напечатали его на 3D-принтере.

«Я восхищён полётом мысли в реализации этого проекта, – сказал глава Еловского округа Антон Чечкин. – И очень важно, что научные устремления ребят направлены в будущее,  что они  готовы выйти за пределы ограничений и не боятся трудностей. Уверен, что при детальной проработке эта идея может быть взята на вооружение». «Еловский район превращается в настоящий экологический кластер!» – отметил спикер краевого парламента Валерий Сухих в обсуждении проекта.

Родное село на «карте мира»

Суть проекта ребят из Фокинской школы Чайковского городского округа – совершенствование онлайн-карты приложения 2ГИС. В разработке проекта приняли участие девятиклассники Наталья Трошкова, Анастасия Беляева, Елена Ломаева и восьмиклассники Александр Жернаков и Пётр Оберемко. «К сожалению, небольшие села  отражены на карте 2ГИС не так подробно, как хотелось бы. Мы решили исправить ситуацию! Мы хотим, чтобы каждый человек имел возможность ориентироваться в нашем родном селе», – говорят ребята. Школьники собирали информацию о местоположении важных объектов, фотографировали их и отправили в систему 2ГИС –  модераторам сервиса для переноса на карту. Для съёмки некоторых объектов –  например, местного парка – ребятам потребовался квадрокоптер. Работа была проведена большая, зато теперь карта села Фоки в приложении 2ГИС значительно более подробная и понятная, и продолжает пополняться. А жителям и гостям села теперь гораздо легче ориентироваться на местности. «Спасибо за возможность для сельских школ представлять свои проекты и показывать, что они идут в ногу со временем, – сказала  замначальника управления образования администрации Чайковского городского округа Наталья Герасина. – Наша Фокинская школа – действительно одна из самых передовых сельских школ, и очень приятно, что ребята так любят своё село и болеют за него».

Идея – школьников, реализация – по нацпроекту

Ученики осинской школы № 3 подхватили эстафету у своих коллег – учеников школы №2 города Осы – и продолжили работу над проектом благоустройства Ярмарочной площади в родном городе. Авторами разработки стали девятиклассницы Екатерина Высокова и Дарья Нуреева. Любовь к родным местам, забота о городе и желание создать для осинцев комфортное место отдыха –  вот основные «двигатели» этого проекта. «В день мы тратили 4-6 часов на создание нашего проекта. В процессе научились создавать трёхмерную компьютерную графику в программе «Блендер», – рассказывают ребята. – И все было не зря: наши идеи модернизации Ярмарочной площади должны воплотиться в жизнь. Жители нашего города приняли активное участие в голосование на площадке федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», идея набрала наибольшее количество голосов. Будем с нетерпением ждать благоустройства нашей ярморочной площади!» Глава округа Алексей Григорьев подтвердил: благоустройство площади начнётся уже в следующем году и будет финансироваться за счёт средств нацпроекта «Жилье и городская среда».

«Мы с учениками принимаем участие в парламентском уроке с самого начала – с 2006 года. И это всегда новое образовательное событие! – рассказывает учитель обществознания осинской школы №3 Ольга Самоловских. – Мы совершаем интерактивное путешествие по Пермскому краю,  пишем проекты законодательных инициатив, принимаем в гостях депутатов – каждый год новые темы!  Колоссальную методическую поддержку оказывает нам партнёр проекта «Парламентский урок» – педагогический факультет РИНО ПГНИУ и его декан Наталья Петровна Горбацевич».

Любимый урок

«Из года в год мы не придумываем темы для парламентских уроков – мы просто отвечаем на то, что сейчас актуально для наших школьников. А для них актуальна будущая профессиональная траектория, участие в общественной жизни, реализация гражданской позиции. Ребятам интересно изучать свой край, разрабатывать проекты. И всё эти темы как раз и становятся темами Парламентских уроков.  Признаюсь, каждый год,  когда мы начинаем разработку нового Парламентского урока, я обращаюсь к учителям с вопросом: «Уважаемые коллеги, не надоело ли вам проводить парламентские уроки?»  И ответ всегда один:  «Не надоело! И даже если вы его не объявите,  мы все равно его проведём!» — с улыбкой рассказывает декан Педагогического факультета РИНО ПГНИУ Наталья Горбацевич. – Парламентский урок для педагогов – это очень интересная площадка для профессионального мастерства, роста и самореализации».

Учёные  – детям

После презентации школьных научных проектов ребята смогли пообщаться с уже состоявшимися учёными. Декан физического факультета Пермского классического университета Константин Гаврилов и начальник управления инноваций Политехнического университета Ренат Зиннатуллин рассказали участникам научного митапа «Старт в науку» об обучении в пермских вузах, о возможностях научной деятельности в крае и ответили на вопросы школьников. А затем ребят ждал практический мастер-класс от специалистов технопарка «Кванториум Фотоника»: с помощью специальных линз и картона старшеклассники самостоятельно смастерили очки виртуальной реальности, которые они смогут использовать в дальнейшем в учебной деятельности и в работе над новыми научными проектами. А они обязательно будут, ведь современные школьники ставят перед собой серьёзные цели, и готовы усердно учиться и работать для их достижения.