Письма из Афганистана. Уроженец Нижней Барды Александр Афанасьев с Афганской войны живым не вернулся
Было ему всего 29 лет. Нет сейчас в живых ни его родителей, ни жены, с которой успел расписаться незадолго до отправки в Афган. По злому року в пожаре сгорели все его фотографии. В память о земляке остались только письма, отправленные Александром в родительский дом, и статья районки 30-летней давности.
Накануне 30-летия вывода Советских войск из Афганистана мы публикуем выдержки из этих документов.
Искра Прикамья от 23.02.1989 г.:
«Двое их росло в семье Афанасьевых – Саша и Надя. Мать – Варвара Осиповна – 37 лет проработала учительницей начальных классов в Нижней Барде. Отец – Степан Дмитриевич – был механизатором и уважаемым человеком в деревне – дважды орденоносец Великой Отечественной войны. Добрыми и серьёзными, на своём примере, воспитывали супруги своих детей.
После 8 классов Саша решил учиться на автомеханика и поступил в Кунгурский машиностроительный техникум. В каникулы его всегда неудержимо тянуло домой, в родное село.
Всякое дело в руках у него горело, а на рыбалке и охоте никогда не отставал от отца. Любил спорт.
Военная служба прошла у Александра на вездеходе. После армии женился и остался служить сверхсрочно. А через год, когда начались афганские события, подал рапорт об отправке в Афганистан».
Из письма А.С. Афанасьева от 16.03.1980г.:
«С приветом к вам Саша. Решил вот, вернее всего, собрался написать вам письмо. По адресу вы уже поняли, что я нахожусь где-то не там. Да, действительно, сейчас я нахожусь в Афганистане. В Афганистан мы приехали 24 января. Летом был на целине в Целиноградской и Актюбинской области. С целины мы приехали 13 ноября, не успел пожить дома и два месяца, как нас отправили в Афганистан на помощь афганцам. Как вы уже наверняка знали — Афганистан попросил помощи у Советского Союза, вот наши и ввели свои войска. В том числе попал и я.
Я писал Лене постоянно, чтобы она писала вам письма, а про меня ничего не говорила, так как вначале здесь, т.е. в Афганистане, была напряженная обстановка, и я не хотел, чтобы вы знали об этом. Но сейчас здесь более-менее успокоилось и стало все спокойно. И я вот сем решил написать вам письмо.
Ну как мы здесь живем? Нормально, Живем в палатках. Питание хорошее. Температура здесь сейчас 25 градусов тепла, так что я уже скоро буду как негр. Ночью, правда, бывает прохладно, но ничего топим. В общем, жить можно.
Здесь нам платят два оклада, т.е. деньги идут на лицевой счет в Союзе. Мне идет каждый месяц 300 рублей. А также служба идет год за два. Насчет заграничных денег пока ещё ничего не решили. А здесь, если решится этот вопрос в нашу пользу, нам пойдут афгани (так здесь называются деньги), 100 афганий — это в переводе на наши деньги 1 руб. 44 коп. Обещают нам переводить на афгани по 20 рублей. Был я здесь в магазинах. Вещей много, очень хороших и детских и взрослых. Также есть обувь, шубы, дубленки, ковры и мне очень понравился здесь материал на платья, но, увы, пока нет ничего за пазухой, и мы можем смотреть только на все это. Лена писала, что вы не отвечаете на её письма. Она переслала мен открытку с Днём Советской Армии. Спасибо за неё и за вырезку из газеты. Она её тоже выслала. Вот так я сейчас и живу. Сюда нас направили пока на два года, а потом будет замена. Отпуск пока еще не знаю когда будет. Но постараюсь чтобы попасть летом, так что приеду — расскажу все поподробней. За меня не беспокойтесь, у меня всё нормально…»
Следующее письмо Александр пишет домой уже после отпуска, за время которого успел побывать дома и повидать жену и маленькую дочку, которая едва только учиться читать.
Из письма А.С. Афанасьева от 22.08.1980г.:
«Здравствуйте мама и папа!
С приветом к вам Саша. Вот я уже снова в Афганистане, продолжаю нести свою службу…
Работы здесь накопилось много, так что сейчас тружусь в поте лица. Да еще и мой начальник собирается в отпуск, так что сейчас ещё прибавится хлопот, ведь остаюсь за него, но ничего как-нибудь.
Погода стоит здесь жаркая, правда, днем только, ночью становится прохладно. Сейчас здесь становится более-менее нормально. Обстановка нормализуется, так что служить можно. Ещё годик, а потом может и заменят…»
Последняя весточка от сына пришла в родительский дом в мае. В ней он по-прежнему не терял надежды на замену и скорое возвращение в Союз, как и в нескольких предыдущих письмах.
Из письма А.С. Афанасьева от 14.05.1981г.:
«Здравствуйте мама, папа!
Получил от вас письмо, а вот с ответом опять задержался. В то время было много свободного времени, а сейчас его не хватает. Все в разъездах. То тут, то там. Да и шеф мой сейчас в отпуске, так что приходится крутиться, но ничего, скоро он приедет.
Ну, как моя жизнь? Нормально. Здоровье хорошее. Печень тоже не беспокоит, так что пока все хорошо.
Погода стоит здесь жаркая. Днем где-то градусов 30-35. На полях здесь уже собирают урожай. В основном рис и пшеницу. Как уберут этот, так засевают другой. В год снимают два урожая, да ещё какую-нибудь траву сеют.
Ну, а мы сейчас стоим почти около Пакистана. В свою часть приезжаем очень редко, только за продуктами да за бензином, но это ерунда.
Скоро должна быть замена. Офицеры уже меняются, а. нас, т.е. прапорщиков, будут менять с июня по октябрь-месяц, так что в этом году все равно буду дома. Записали меня уже в Киевский округ, так что, наверно, поеду туда, но что-то мне туда не хочется. Это опять надо пробивать себе квартиру, потом переезды, уж лучше сразу приехать в свою квартиру, я так думаю, но посмотрим — все ещё впереди. Отпуск у меня будет по замене. Как заменюсь отсюда — сразу иду в отпуск, ну а потом опять на службу.
Мама, ты спрашиваешь, что бросил ли я курить? Да, после госпиталя я не курил 3 месяца, ну а сейчас опять начал курить. Постараюсь бросить курить в Союзе, а в этом Афганистане вряд ли бросишь…»
Через три недели жене Александра Афанасьева сообщили о гибели мужа. На её имя пришло трагическое известие.
Из письма командира в/ч п/п 51932 подполковника Махмудова от 07.06.1980г.:
«Здравствуйте, уважаемая Елена Николаевна! С глубоким прискорбием сообщаем Вам о гибели Вашего мужа прапорщика Афанасьева Александра Степановича и выражаем свое искреннее соболезнование Вам, родным и близким покойного.
5 июня 1981 года, выполняя интернациональный долг по оказанию помощи народу и правительству Демократической Республики Афганистан, совершая марш в трудных горных условиях, в бою с мятежниками погиб ваш муж Александр Степанович Афанасьев…»
Подробности гибели сына родителям спустя полгода поведал замполит роты.
Из письма замполита роты А.Ф. Скрипеля от 27.01.1982 г.:
«Здравствуйте, уважаемый Степан Дмитриевич!
Пишет Вам заместитель командира роты по политической части, в которой проходил службу Ваш сын Александр на должности техника роты.
Прошу сразу же извинить за то, что сразу не написали Вам письмо, ведь это наш долг. Адрес мы Ваш не знали, а только его жены в Свердловске.
С командиром роты, получив письмо, собрались написать ещё в начале ноября, но случилось так, что погиб командир роты, еще два офицера из роты, в которой служил Александр Афанасьев, вышел на время из строя и я — замполит роты.
И вот сейчас пишу Вам письмо по поводу гибели прапорщика Афанасьева.
В части он был лучшим техником роты, командование роты, батальона и части его высоко ценили и уважали. Недаром бронетранспортеры в нашей роте были в самом лучшем техническом состоянии, чем во всем полку. Саша всегда добросовестно, с большим трудолюбием выполнял свой воинский долг, но вот случилось так, что он погиб. Это было 5 июня 1981 года.
Колонна, в которой мы ехали, попала под сильный обстрел гранатометов и стрелкового оружия противника. Бронетранспортер, в котором ехал Ваш сын, был в техническом замыкании колонны и в первые минуты боя был подбит из гранатомета. Сразу же погиб фельдшер батальона прапорщик Зайцев, с которым ехал Александр, а сам прапорщик Афанасьев получил ранение в голову. Раненый, он не бросил поле боя, а стал вести огонь по врагу из автомата, и в то же время руководил солдатами, смотрел, чтоб уцелевшие машины вышли из-под обстрела. Но так и не удалось Саше самому выйти из боя, автоматная очередь мятежников сразила его насмерть и из поля боя вынесли Александра уже мёртвым.
Указом Президиума. Верховного Совета СССР прапорщик Афанасьев посмертно награжден орденом «Красной Звезды». О награде Вашего сына Вы можете похлопотать в военкомате.
Извините, уважаемый Степан Дмитриевич, за то, что сразу не могли Вам сообщить подробности гибели Александра. Вы можете гордиться Вашим сыном, а в нашей памяти он останется также навсегда».
В память о погибшем земляке-афганце в Нижней Барде на здании дома культуры установлена мемориальная доска. И каждый год своим цветом радует односельчан черёмуха, посаженная когда-то Александром Афанасьевым.