Понять друг друга пытались на отчетно-информационных встречах в Дуброво и Шульдихе
«Поймите, во главе должен стоять ЧЕ-ЛО-ВЕК!»
К назначенному часу в зале Шульдихинского дома досуга уже сидело 27 человек. Для небольшой деревни немало. В фойе стоит теннисный стол. Мужчины, пришедшие пораньше, пробуют себя в игре. В светлом и теплом актовом зале на окнах по-домашнему зеленеет петрушка и лук тянет свои маленькие перышки к неверному февральскому солнцу. В этой атмосфере шульдихинцы внимательно выслушали доклады зам. главы по социальным вопросам Татьяны Софроновой и главы округа Антона Чечкина.
Вопросы не заставили себя ждать.
— Почему в Шульдихе самая дорогая вода? Мы платим 44 рубля. В районе дешевле обходится!
— В Елово 38 рублей, — ответил Антон Алексеевич, — я поинтересуюсь и узнаю, почему в Шульдихе вода дороже.
— Еще у нас на Заречной, 54 по весне не подъехать к мусорке, — продолжались вопросы, — мы говорили в прошлом году об этом, и заявку подавали, чтобы привезли гравий.
— Подъездные пути к мусорным площадкам — наша ответственность и наша головная боль, — ответил глава, — это должен делать округ, но мы в прошлом году сделали в Дуброво, а у вас не выполнили потому, что честно скажу, не хватило денег.
— Еще вопрос. Почему борщевик не убирается? В Дуброво у ферм ужас что творится! Это же по закону положено убирать.
— Сейчас ежегодно всем товаропроизводителям или собственникам земельных участков выдаются предписания, и они убирают. Но у нас нарушений при контрольных проверках не выявлено. Значит, они скосили.
— Ничего они не скосили, ни летом, ни осенью.
— Хорошо, мы выедем и посмотрим специально.
Дальше пришла пора деликатной просьбы. Но судя по тому, что звучала она на нескольких встречах (например, в Брюхово тоже была) — вопрос важный. Поэтому еще раз напишем о нужде. В Елово некуда сходить в туалет! Жители округа приезжают в райцентр и сталкиваются с этой проблемой (из зала несётся «это вообще ужас какой-то, пусть туалет будет платный, бог с ним, но чтоб он был!»).
На ответ главы, что можно сходить в туалеты в ДК или библиотеку жители отвечают, что там не всегда пускают, а иной раз и отругают еще.
— Кто не пускает? – спросил глава,- если такое случится, информируйте, можно по телефону позвонить, мы разберемся. Должны пускать!
По поводу платного туалета Антон Чечкин дал целую экономическую раскладку. Согласно ей оборудование и содержание даже платного туалета обойдется в копеечку для бюджета, невыгодно это и для предпринимателей.
— Пока мы не в состоянии решить этот вопрос. Если выделим средства, то не выполним первоочередные задачи. Например, освещение где-то не сделаем, а деньги сольем в унитаз.
При этом буквально сразу же был продемонстрирован пример, когда несколько сот тысяч рублей, можно сказать, слили. Правда, сделали это не окружные власти.
Дело в том, что в Шульдихе в прошлом году отремонтировали ФАП. И это хорошо. Но, как говорится, есть нюанс.
— Мы же предупреждали, что в нашем ФАПе протекает кровля и надо было сначала крышу чинить,- кричат из зала, — а теперь что! Ну, отремонтировали его, так там всё протекло! Такие деньги вбухали, а вы сейчас зайдите туда. Там нельзя работать, всё затопило! Мы же предлагали сначала крышу сделать.
Такие деньги вбухали, а вы сейчас зайдите туда. Там нельзя работать, всё затопило! Мы же предлагали сначала крышу сделать
Это даже не говоря о том, что вообще-то на Шульдихинском ФАПе еще и некому работать. Нет фельдшеров. Их 7 человек на 11 ФАПов округа.
Тут глава округа помочь не мог, ибо медицина вотчина краевого минздрава. Но рассказал о том, что много делается для комфорта в Еловской больнице.
— Ну, а то, что крышу надо было сначала отремонтировать, в этом я с вами согласен, скажем главврачу.
Зато следующий вопрос шульдихинцы задали как раз по адресу. Касался он грейдирования дорог:
— Понимаю, что денег нет на дороги, но тогда грейдированием надо больше заниматься. Вот дорога, по которой вы к нам заехали, прекрасную дорогу сделали. Но в последнее время она стала снова портиться, появились колеи, ямы. Её бы несколько раз за лето грейдировать, дорога бы служила и служила. А то ведь скоро разобьют совсем, и опять денег не будет на ремонт!
— Вы абсолютно правы, — ответил Антон Алексеевич, — ежегодно у нас с дорожниками эти вопросы возникают, согласен, что надо грейдировать.
Еще немного поговорили по поводу проведения оптоволоконной связи (жителям рекомендовали оставлять заявки) и газификации местного клуба (власть сказала, что в любом случае это будет сделано, но первое на очереди — Дуброво).
После этого попрощались, потому что подходило время дубровской встречи. Хорошо бы приехать чуть пораньше, чтобы морально подготовиться. Там как всегда должно быть горячо. И Дуброво не подвело.
Дуброво
В зале ДК людей не больше, чем в Шульдихе, примерно около тридцати, но настроение у них совсем иное, и это чувствуется. После докладов Антона Чечкина и Татьяны Софроновой, не мешкая приступили к вопросам. Даже, вернее сказать, вопросу. Потому что основной обсуждавшейся проблемой, которой посвятили практически все время встречи, стала ситуация, сложившаяся в культуре.
Споет ли еще хор «Дубравушка»?
В Еловском округе проходит оптимизация в сфере культуры, нынче в полной мере ощутили её на себе жители Дуброво. В их учреждении предстоит сокращение. По сути, остается на своем месте только культорганизатор Татьяна Николаевна Ильина. Принято решение о сокращении ставки Сергея Ивановича Колегова, который числился культорганизатором, но по сути отвечал за работу с молодежью, а также полностью убрали бюджетное финансирование для руководителя хора «Дубравушка» Галины Михайловны Окуловой.
Начала разговор Мария Геннадьевна Чупеева, председатель местной ветеранской первички:
— Мы тут вас послушали. Конечно, здорово, что долгов нет, что кредиты не берет район. Вроде бы всё нормально. Но почему у нас сейчас идет такое большое сокращение по культуре? У нас в ДК работают Галина Михайловна Окулова и Сергей Иванович Колегов, они и так за минимальные деньги трудятся, на неполные ставки, и даже это сокращается! Мы услышали, что очень интересная культурная жизнь в районе проходит. Кинозал открылся, разные мероприятия. А здесь мы ходим на концерты хора «Дубравушка». Галина Михайловна 19 лет им руководит. И мы радуемся, что у нас есть такой коллектив. Это полностью ее заслуга! А как сейчас, что будет с нашим хором?
Решения по оптимизации в культуре были непростыми, ответили представители администрации, но у них есть свои логические обоснования. По поводу руководителя хора доводы высказала Татьяна Петровна Софронова:
— Мы знаем, что у вас великолепный хор, знаем про ваши заслуги. Хотелось бы его сохранить. Но, понимаете, в других населенных пунктах все хоры создаются и работают на бесплатной основе. Возьмите хор «Еловские переливы», никому не платят за него. Единственный специалист, который на сегодняшний день оплачивается из бюджета, это руководитель хора «Дубравушка». Естественно все другие территории нам задают вопрос: а почему нам не оплачивается?
— Если закроется хор, закроется клуб! – кричат из зала
— Не надо клуб закрывать! Но поймите, у нас нигде нет оплаты за хор. Мы еще подумаем по этому поводу, но надо, чтобы решение было справедливым. Почему вашему руководителю платят за это, а другим нет?
Тут в спор вступила «тяжелая артиллерия» — бывшая глава поселения Лидия Вячеславовна Лозинская. Она предположила, что сокращения идут для того, чтобы поднять оставшимся культработникам зарплату до среднекраевой. Но выяснилось, что зарплата у местных работников очень далека от средней даже после оптимизации. По этому поводу возникла небольшая перепалка с главой района, который пытался объяснить, что если не будут достигнуты определенные целевые показатели, то округ не получит допуск к участию в региональных и федеральных проектах, не сможет получать деньги на развитие. Именно этим обусловлена позиция по оптимизации сферы культуры округа.
Чем займется молодежь?
Но самым волнующим народ вопросом оказались не зарплаты и даже не хор, а решение о сокращении Сергея Ивановича Колегова. Специалисту, который работает в Дуброво с молодежью, оставили три оплачиваемых футбольных занятия в неделю. Но это дубровцев не устраивает.
Татьяна Софронова объяснила, почему было принято такое решение. За последнее время Сергей Иванович не сдал ни одного отчета (непонятно даже, сколько человек у него занимается), на него поступали жалобы, а выездная проверка в прошлом году выявила непорядок в местном «Погребке», где ребята занимаются спортом.
Но жители за своего Сергея Ивановича встали стеной.
— У меня два сына, которые, когда приезжают в Дуброво, сразу же идут в футбол играть с Сергеем Ивановичем, — говорит Людмила Пачина, — да, они идут в «Погребок», это молодежь, им надо где-то видеться. Дома им что ли сидеть? А то, что за футбол ему будут платить? Так он этот футбол уже отработал всей своей жизнью. Наши команды были когда-то очень сильными, а теперь детей у нас осталось всего 80 человек. И куда они пойдут? Чем будут заниматься?
— Если он где-то неправильно работал, ну вызвали бы его к себе, «постучали по башке», — вступила Лидия Лозинская, — решили бы это как-то на бытовом уровне. Я боюсь, что если у нас Сергея Ивановича не будет, то не полетели бы окна в этом нашем ДК в один прекрасный момент. Потому что молодежи некуда будет идти.
— Я как бабушка скажу, — встает со своего места женщина, — у меня два внука, так они Сергея Ивановича чуть ли не боготворят. Один приедет, сразу в спортзал бежит, другой благодаря Сергею Ивановичу спортом увлекся. Ребята его очень любят, если сейчас уберете его, то они к другому человеку не пойдут!
Можно ли не рубить сплеча?
«Можно и мне сказать!». Герой дня, оказывается, сидел в зале и слушал всю дискуссию. Сергей Колегов начал как мог опровергать претензии к своей работе. Показалось, что больше всего его задело обвинение о бутылках в «Погребке».
— Вот вы все белые и пушистые, а я, значит, плохой? Пришли футбол посмотреть взрослые мужики и выпили пару бутылок пива, это что, преступление?
— Вы считаете, что пустые бутылки из-под алкоголя в детском клубе это нормально? – возмутился Антон Чечкин, — каждый должен выполнять свои обязанности. Если уж собрались мужики и посмотрели футбол, приберите тогда за собой. Тем более, когда проверка должна приехать в Дуброво.
В общем, дискуссия постепенно достигла того накала, после которого могла перейти просто в громкую ссору. Но все же не перешла. Остановились вовремя.
— Сергей Иванович, давайте сейчас мы не будем выяснять отношения, — поднялась с места Анастасия Гарифулина, — всё население почему встало стеной? – обратилась она к администрации, — потому что молодежь не каждого послушает и не за каждым пойдет. За Сергеем Ивановичем она идёт. Согласна, что есть проблемы в его работе, но давайте искать какое-то компромиссное решение. Если просто рубить сплеча, мы теряем очень серьезный пласт работы с молодежью.
Администрации еще раз пришлось объяснить причины оптимизации культурной сферы. Она не одна подвергается этой процедуре. В пример привели муниципальную реформу.
— Если раньше муниципальных служащих в округе было 138 человек, то теперь осталось около 80, — рассказал глава округа, — и на них лежит прежняя нагрузка, плюс еще и участие в различных проектах. Как та же реновация и ремонт культурно-досуговых учреждений, а мы не сможем в них участвовать, если не проведем оптимизацию. Я понимаю, что хочется видеть больше положительных перемен…
— Дооптимизировали. Медицины нет, культуры скоро не будет, — раздалось из зала, — нам что теперь делать, сесть на самолет и улететь отсюда? Во главе всех реформ должен стоять человек. И даже если один, он же ЧЕ-ЛО-ВЕК, понимаете?
Что с дорогами и водопроводом?
В общем, культура на этот раз затмила всё. А ведь были и другие вопросы. Волнует дубровцев состояние дорог. В прошлом году отремонтировали дорогу «Дуброво-тракт ЛПХ», но жители задали вопрос, а почему не улицу Чапаева (ее ремонт к слову, уже запланирован, но в 2024 или 2025 гг)
— Вот в Елово ремонтировали улицу Ленина в 2022 году за счет 2023, а чем мы хуже?
— Так у вас же делали «Тракт ЛПХ». Надо было не тракт делать, а улицу Чапаева, так что ли вы хотите? – спросил глава.
— А почему нет?
— А там разве не люди живут? Почему именно Чапаева надо раньше сделать? Мы ее сделаем, но позже.
— Чапаева надо отремонтировать обязательно, потому что невозможно жить на этой улице!
— Так говорят нам в каждом населенном пункте, — объяснил Антон Чечкин, — всем надо ремонтировать дороги, но мы не успеваем такими темпами.
Вопросы по дорогам на этом не закончились. Людмила Пачина спросила об очистке трассы от Дуброво до Елово.
— У нас на этой дороге такая трясучка, что от новых школьных автобусов скоро ничего не останется! Кто нас обслуживает, какая организация? Они ездят с такой скоростью, с поднятым ножом. Если бровки есть, уже хорошо, мы не улетаем куда-то. Вот как раз перед вашим приездом, как и ожидалось, дорогу расчистили.
— Это справедливая претензия, — ответил глава округа, — но она не только к дорожникам направлена, а в первую очередь к администрации.
— Вот спасибо, если вы будете контролировать, то мы вам будем очень благодарны.
Продолжилась встреча вопросом о водопроводе. Дуброво уже давно страдает от перебоев с водой. Иногда доходит до критического положения, как это было, например, летом 2021 года.
— По водопроводу есть большая просьба, — сказала Анастасия Гарифулина,- сейчас этот вопрос на рассмотрении депутатов округа находится, и хотелось бы, чтобы приоритет данного вопроса был немного повыше. Ведь наша ситуация с водой должна уже называться чрезвычайной. Вчера по поводу водопровода встреча была. Смотрели, думали, выбрали два перспективных варианта.
Глава округа предложил еще один вариант — инициативное бюджетирование. С его помощью уже ремонтировались водопроводы в Суганке и Елово. По примерной смете дубровцам нужно собрать 35 тысяч. Населения сейчас в селе около 700 человек. А смогут ли? Опять возникла мини-дискуссия.
— Водопровод сделаем. Это я просто так уже сказал про инициативное бюджетирование. Я так особо-то и не надеюсь на него, — вздохнул глава.
Полную версию статьи читайте в «Искре Прикамья» № 8 от 02.03.2023