«Представь, что я твой сын или внук…»
В прошлом номере газеты мы рассказывали о том, как семья из Калиновки приняла в свою семью девушку-инвалида, а сегодня наш рассказ о старшем поколении. Жители Еловского округа заботятся о пожилых людях, принимая, казалось бы, посторонних бабушек и дедушек в свою семью. Практически с самого начала работы технологии «Семья для пожилого и инвалида» включился в неё Сергей Георгиевич РЯЗАНОВ из села Дуброво. Сейчас у него в доме живут две одинокие пожилые женщины – Валентина Яковлевна и Нина Афанасьевна. Недавно мы побывали в семье Рязановых.
Сергей Георгиевич и жена его — Екатерина Николаевна, никогда не сидят без дела. Хозяйство немалое. Корова, поросята, козы, куры, огород. Всё надо успеть. Да еще год нынче плодородный. Целая россыпь ярких тыкв сияет оранжевыми боками во дворе под кровлей – и это только малая часть урожая. Зато зимой будет, чем кормить свою большую семью. Она и правда, большая. Двое детей (сын живет рядом, в Дуброво, дочь в Чайковском), шестеро внуков. Да плюс ещё две старушки, для которых на склоне жизни дом Рязановых стал родным.
Во время нашей встречи Сергей и Екатерина были сильно расстроены и не скрывали этого. Нина Афанасьевна — бабушка, которую они взяли к себе год назад, сейчас находится в Осе – инсульт. Что тут скажешь, в 86 лет может быть всякое, к этому надо быть готовым. Но как тут приготовишься? Всё равно волнуешься, теперь уже как за родного человека.
— Я звоню в Осу каждый день, — рассказывает Сергей Георгиевич, — врач мне говорит, да что ж вы каждый день звоните? А как же иначе, мы ведь беспокоимся, привыкли к ней уже!
Нина Афанасьевна появилась в семье Рязановых около года назад. До этого жила в деревне Прохорята. В таком старом доме, что даже печь там уже почти развалилась. Возраст взял своё, и проживать в том домишке старушка уже не могла самостоятельно. Родственников не осталось. Что делать, спасать надо бабушку! Еловский отдел соцзащиты обратился к Сергею Рязанову — возьмёте Нину Афанасьевну к себе? «А что не взять-то, — ответил он, — если она захочет — милости просим!»
Через два дня Рязановы приехали в Прохорята, а у бабушки уже и вещи все собраны. Вещей-то тех всего ничего. Однако обязательно попросила взять свою подушку. «Чем тебе, баушка, наша-то подушка не нравится, спрашиваем? — Да уж шибко она мягка!». Не привыкла Нина Афанасьевна к мягким подушкам да перинам, жизнь не баловала. И в еде оказалась старушка совсем неприхотлива. Картошку очень любит. Сергей Рязанов рассказывает: «Она мне говорит, я три раза в день могу картошку есть и мне больше ничего не надо. Ты свари мне чугунку картошки, мне на день хватит. Я отвечаю, бабушка Нина, ты не смеши меня!». А у бабушки Нины, кстати, диета и куча медицинских ограничений в еде, но и здесь придумывают Рязановы «деликатесы».
Она мне говорит, я три раза в день могу картошку есть и мне больше ничего не надо. Я отвечаю, бабушка Нина, ты не смеши меня!
Думал Сергей, чем бы бабушку порадовать и разнообразить рацион, и решил, дай-ка сварю тыквенную кашу. Тыква же полезная! Притащил, тыкву, нарезал, бабушка сахара в кашу положила и съела большущую тарелку с удовольствием. Он и рад — вкусно, полезно, и не картошка.
Вторая бабушка, которая сейчас живёт в семье Сергея и Екатерины Рязановых — Валентина Яковлевна, родом из Курьи. Она так давно у Рязановых, что они уже сами не упомнят точно, сколько с ним баба Валя, лет десять, не меньше. Забрали её к себе после того как в Дуброво закрылся филиал Еловского центра социального обслуживания населения, и всех стариков стали пристраивать в другие места, кто-то на Фаор попал, кто-то в Чайковский. Сергей Рязанов тогда как раз работал в Дубровском интернате, там же его жена трудилась санитаркой.
— Почему именно эту бабушку решили забрать?
— Не знаю даже, мы уж как-то привыкли к ней там. Она очень весёлая была, до сих пор пошутить любит!
Самое удивительное здесь не в том, что старушка весёлая и любит пошутить, а в том, что Валентина Яковлевна глухонемая с рождения.
— Как же она шутит, если глухонемая? Как вы вообще её понимаете?
— Да всё понятно. Она пытается какой-то знак внимания оказать, улыбается. Напишешь ей на листочке, баба Валя прочитает, напишет ответ, а сама смеётся.
Некоторое время назад Валентина Яковлевна, которой сейчас за 80, слегла, теперь почти не поднимается с кровати. Вот и во время нашего разговора она вроде бы спала в своей комнате. Но вот бабушка проснулась, и Сергей Рязанов спешит к ней. Бабушка сразу садится и на лице её появляется улыбка.
— Она когда бодрая была, то и читала, и писала, и телевизор смотрела, хоть не слышит, а все равно телевизор смотрит, — говорит Сергей.
Продолжение читайте в «Искре Прикамья» №38 от 30.09.2021