Родные ветерана из Елово хранят его письма с войны

Светлана Смыслова никогда не видела своего деда вживую – старший лейтенант Дмитрий Савельевич Субботин погиб в 35 лет, за полгода до победного мая в 1944 году в бою за освобождение Эстонии. В память о нём остались фотографии и письма с фронта жене Татьяне Яковлевне, детям Любе, Александру и сестре Филониде (Нине).

Светлана Смыслова с портретом своего деда Субботина Дмитрия Савельевича у памятника «Скорбящему воину» в Елово

В детстве Светлана и её сестра Людмила любили доставать из бабушкиного сундука и рассматривать письма – фронтовые треугольники с чернильными строчками без конверта и марок в левом углу, а ещё открытки. В старшем возрасте детское любопытство сменилось серьёзными намерениями. Светлана Георгиевна стала интересоваться боевыми заслугами деда, обратилась к домашним и архивным документам.

До войны Дмитрий Савельевич Субботин работал в Еловском узле связи, окончил курсы. Он был родом из деревни Безымянка. На фронт призван 16 июля 1941 года. Воевал на Ленинградском фронте, участвовал в боях за освобождение Ленинграда и Советской Эстонии. Старший лейтенант, командир стрелковой роты, 456 стрелкового полка, 109 Ленинградской, Краснознаменной дивизии.

Награждён в 1943 году медалью «За оборону Ленинграда», двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени. Был трижды ранен – 8 сентября 1941 года, 14 января и 2 марта 1944 года. Погиб 29 октября 1944 года на острове Сааремаа (в то время Эзель).

-В 35 лет он ещё не был нашим дедушкой. С какой теплотой и заботой относился к своей семье, называя бабушку в письме по имени-отчеству, а детей дорогими. Тосковал по семье, писал весточки домой, не дожидаясь ответа. А ещё нас с Людмилой поразила его надежда на победу и уверенность в то, какой ценой завоёвано счастье, — говорит Светлана Георгиевна.

После гибели Дмитрия Савельевича на фронте Татьяна Яковлевна отказалась от боевых наград, положенных её супругу, объяснив, что медали не вернут ей мужа. После войны она больше не выходила замуж, одна вырастила двоих детей, приняла в свою семью сына Дмитрия от первого брака – Александра, и воспитала как родного. Работала санитаркой на санэпидемстанции.

Светлана с сестрой Людмилой не видели деда, а их мама Любовь Дмитриевна Смыслова – своего отца. В 1941 году, когда он призван на фронт, Любе было три года. Эти открытки он посылал дочке. Семья была для Дмитрия светом. Оказавшись в другой стране, далеко оторванным от семьи и родины, Дмитрий Савельевич свою тоску, любовь и нежность к родным проявлял в письмах.

Последнее его письмо датировано 10 октября 1944 года:

«Добрый день, дорогая жена Татьяна Яковлевна и детки Люба, Шура и Нина. Во-первых, хочу сообщить о том, что я жив-здоров, чего и вам желаю.

Да, Таня, иногда обидишься на меня о том, что я не на каждое письмо отвечаю, но вот есть у меня минута свободная, я и не дожидаю от тебя письма, а пишу сам, вот и тебя прошу пиши, у тебя бывают свободные минуты чаще. У меня вот сегодня праздник. За всю Эстонию первый раз помылся в бане и помылся как никогда. Когда ты заставляла париться, а сейчас бы я парился без конца, прямо парился до бесчувствия.

Ну ладно, Таня, может ещё придётся нам с тобой вместе пожить спокойно, как когда-то жили.

Да, Таня, скучно, очень скучно становится вот в такие свободные минуты, правда, они у нас бывают редко, и они очень маленькие. Вот за всё время войны вижу мирных жителей так, как положено, не перепуганных, не сожженных и почти не разграбленных. Но одно, что я по-эстонски не понимаю и из них по-нашему очень редко понимают, да ещё немчура их напугал, что мол русские вас в живых не будут оставлять и т.д. Но они видят, что наоборот, и вот бы с ними нужно говорить, а ты ни бум-бум по-ихнему. Но это всё ерунда, вот немчуру бы прогнать совсем, пока гоним хорошо. Что будет вперед, а думаю – вперед будет лучше. Правда, Таня, признаться уже ноги и другие части тела болят, особенно раны к непогоде и т.д. Особенно в походах достаётся, но если хуже предпоследнего не ранит, то как-нибудь дотянусь, если буду жив. Ну, дорогая Танечка, пока, бывай здорова, а также и детки. Я остаюсь пока жив-здоров, чего и вам желаю. Ну ладно, пока, моя дорогая, с приветом Дима».

Светлана Георгиевна работает заведующей архивным отделом администрации Еловского округа с 2011 года, и убедилась, как много значит память в судьбе человека. Накануне 9 мая и в юбилейные годы Победы в архив поступает много запросов от родственников, которые ищут свои корни, составляют родословную. В годы войны в Еловский район были эвакуированы жители Москвы и Ленинграда, четыре детских дома и интернаты. Внуки тех ребят, которые разъехались по всей стране, пытаются отыскать ниточки к своему прошлому.

-Мы с сестрой жалеем, что нам не достались награды деда, теперь их уже не вернуть, — говорит Светлана Георгиевна. -Память о нашем герое-ветеране передадим новым поколениям в нашей семье, чтобы они понимали, какой ценой досталась Великая Победа.