«Романтика!» — земляки вспоминают о пионерской юности
Вера Прокушева
Почти каждый школьник в 1960-е, 70-е, 80-е годы был пионером. Конечно, идеология и политика тогда занимала большую часть, но, прежде всего, это романтика. О том времени вспоминают с теплотой и ностальгией. В советские годы было то, чего сейчас не хватает в обществе – модель воспитания. Игра «Зарница» и «Пионербол», движение ЮИД и многое другое вышло именно из пионерского движения. Отказавшись от него в 90-е годы, пионерию пытаются вернуть, но пока неясно, к чему это приведёт, но как раньше уже не будет. Пока мы можем со светлой грустью вспоминать прошлое.
Мечта под названием «Артек»
Частью жизни советских школьников был пионерский лагерь. Побывать в самом знаменитом в Советском Союзе, международном лагере «Артек» в Крыму мечтали многие мальчишки и девчонки. Попасть туда было невероятно трудно, отбор был жёсткий, учитывались достижения и успехи в учёбе. Путёвки распределялись через райком партии. Среди тех, кто в 1982 году побывал в «Артеке», была школьница, отличница из Елово Ирина Сусик (Колобова). Она вспоминает:
-В «Артеке» я была в августе-сентябре 1982 года. Тогда мне было 12 лет. Но до сих пор это одни из самых ярких впечатлений детства. Сам лагерь состоял из дружин: Морская, Речная, Полевая, Лесная, Алмазная, Горная, Хрустальная и другие. Пермская делегация попала в дружину «Полевая», помню, как расстроилась сперва. Я представила, что «Полевая» находится где-то в поле, далеко от моря. Какое счастье было увидеть, что это совсем не так! «Артек» был разделён на дружины-лагеря под разными названиями. В каждой были корпуса (как мне тогда казалось – огромные) и они тоже имели свои названия. Я, например, жила в корпусе «Ромашка».
Дети в нашем отряде были со всей большой страны и из-за рубежа. Мы подружились и переписывались пять-шесть лет уже после «Артека».
В сентябре начался учебный год, и у нас тоже проводились уроки. Школа как в фильме «Приключения Электроника» такая же большая, почти вся из стекла. Занятия в ней были через день, по 4 урока и без домашнего задания! Это ли не счастье для ребёнка, пусть даже отличника?
В дни учёбы на десерт нам давали арбуз и эскимо. В Елово в те годы эскимо можно было увидеть только на картинке и в телевизоре
Неизгладимое впечатление произвело море и гора Аю-даг, мы побывали в походе, жгли пионерский костёр. Запомнились дети из Палестины в нашей дружине. Нам рассказывали, что их подбирали прямо на улицах разрушенных городов. Почти у всех погибли родители. Первое время при гуле самолёта они падали на землю. В бане пытались попробовать на вкус мыло, потому что никогда его не видели. Среди них были два мальчика, они рассказывали нам (через переводчика), что были в партизанском отряде, и однажды их поймали и переправляли куда-то в металлической сетке, подвешенной к вертолёту. Тогда мы, советские дети, очень гордились своей страной, что у нас мирное небо и счастливое детство.
Работящие парни не скучали
В 1980-е годы школьный учитель Алексей Мокин из Елово был начальником пионерского лагеря в селе Крюково. Наладить работу лагеря, решить хозяйственные вопросы. Тогда двухэтажная деревянная Крюковская школа была занята детьми, в классах были спальные помещения. Почти весь день пионеры были заняты. Кто-то идёт собирать лекарственные травы, кто-то – мусор по берегу. Кроме этого, физрук Юрий Молчанов проводил соревнования по футболу, пионерболу, День бегуна, День прыгуна.
Но были ещё испытания, нелёгкие даже для стальных мужских нервов. Алексей Петрович рассказал случай:
-Впервые должны были привезти в лагерь полностью отряд из Брюхово. И вот приходит автобус, а там дети больше меня. С ними учитель Павел Хозилкин. Мы хорошо знаем друг друга, вместе учились, спрашиваю:
-Паша, ты кого привёз?
-Пионеров.
-Какие это пионеры? Им уже по 18 лет, а то и больше.
-Откуда ты знаешь? – удивился Хозилкин.
Оказалось, что ребята из коррекционной школы. Мы включили их в программу лагеря, а им мероприятия не нравятся. Пошло воровство. Как только вечер, они то в яму у местных жителей залезут, то телячье мясо утащат. Ко мне люди пошли, я схватился за голову. А тут ещё происшествие в лагере. У завхоза Казакова был фотоаппарат «ФЭД». Такой же мы приметили на шее у одного из брюховских парней в лагере.
Как бы в шутку сказали – смотри, у него такой же фотоаппарат, поди твой? Мы шутили, не зная правды
Минут через двадцать завхоз прибегает – у него фотоаппарат украли! Спросили у Хозилкина – никаких фотоаппаратов у ребят с собой не было. Хватились, а эти парни уехали из лагеря в Брюхово. Мы следом на попутке, вернули в лагерь беглецов и фотоаппарат. Стали грозить – сейчас позовём участкового, воровство – это уголовное дело. А парень отвечает – взяли покрасоваться, потом хотели вернуть. Хотя раньше он раньше никогда не фотографировал.
Побежал к председателю колхоза, его фамилия Углицких:
-Выручай! Привезли отряд – не знаем, чем заняться.
Председатель придумал выход. Был у него сенной сарай, а рядом валялась примерно пара тысяч тюков сена. И он ломал голову, как уложить эти тюки на место. Предложили ребятам, согласились. Им выделили колхозный автобус, вместе с пионервожатым и воспитателем возили на работу, а также в столовую лагеря. Почти через 20 дней все тюки были чётко уложены. Углицких советуется – как рассчитаться с ребятами? Говорю, деньги на руки дадите – начнётся воровство. Купите им мёду. И вот то ли флягу, то ли две привезли и раздали им, а ещё вручили музыкальный центр – редкую вещь по тем временам. И ещё наградили лично самых трудолюбивых.
Стали собираться домой, и ко мне подходит мальчишка:
-Алексей Петрович, возьмёте меня в лагерь на следующий год?
Я думал, он мне скажет – достали со своей работой. А ребята довольные остались. Не ожидал, что они такие работящие.
Полную весрию статьи читайте в «И скре Прикамья» № 19 от 19.05.2022