Самый классный классный: как найти подход к зумерам и не «сгореть» на работе?
Первый Всероссийский форум классных руководителей пройдёт в Москве в начале октября. Марина Мухаметзянова из Еловской школы, преодолев серьёзный отбор, вошла в число участников и поедет в столицу. Кроме неё в форуме будет участвовать и классный руководитель 6 «б» класса Ирина Сергеевна Шайбакова, она примет участие в онлайн формате.
Марина Сергеевна Мухаметзянова — учитель географии и астрономии, несмотря на жаркий летний день и солнце, бьющее в окно кабинета, увлечённо смотрит вебинар. Это для детей каникулы продолжаются, а учителя уже давно на рабочих местах. В ноутбуке Марины Сергеевны онлайн курс об особенностях детей поколения Z (зет). Тема актуальна и очень пригодится в работе, нынче она будет классным руководителем уже в 9 «б» классе. Взяла ребят пятиклашками и вместе с детьми за четыре года прошла все стадии их взросления. Для Марины Сергеевны это первый опыт классного руководства, потому особенно ценный.
В пятом и шестом классах с детьми достаточно просто найти общий язык, они признают в тебе лидера, взрослого. Видят учителя, слышат и чувствуют его. Но с наступлением переходного возраста многое меняется. Уже в первые дни осени становится видно, как дети изменились за лето. И не внешне, а в первую очередь внутренне, стали другими их мысли, высказывания.
Уже в первые дни осени становится видно, как дети изменились за лето. Стали другими их мысли, высказывания
— Трудный период наступает в 7-8 классе, — делится Марина Мухаметзянова, — когда дети начинают осознавать себя в этом мире, бунтовать против взрослых правил, и ты для них уже не безусловный авторитет, а просто друг или советчик. Тут очень важно найти общий язык. Мне, честно говоря, непросто было его найти. Пожалуй, быстрее даже с родителями получилось достичь понимания. Но мы все вместе шли навстречу друг другу, работали весь 7-8 класс, и мне кажется, достигли результата.
— Вы не просто слушаете курс про поколение зумеров, а ежедневно работаете с ними, какие главные качества этого поколения? Как вести с ними диалог?
— Прежде всего, надо искать точки соприкосновения, несмотря на всю разницу поколений. Бесполезно отнимать гаджеты или бороться с ними, дети всё равно будут там зависать. Главный минус не гаджеты сами по себе, а отсутствие общения. И над этим я работала весь 8 класс.
Самое интересное в том, что мечты-то одинаковые! Дети сейчас мечтают о том же, о чём родители в их возрасте
Старание восполнить недостаток общения принесло свои плоды. Марина Сергеевна вспоминает один из классных часов, проведенный на природе, где дети и родители с удивлением обнаружили как у них много общего. Одним из заданий классного часа был рассказ о своей мечте. Говорили о мечтах и дети, и родители. Дети рассказывали, о чём мечтают сейчас, а родители вспоминали свои подростковые мечты и желания.
— И самое интересное в том, что мечты-то одинаковые! – восклицает Марина Сергеевна – дети сейчас мечтают о том же, о чём родители в их возрасте. О велосипеде, о мотоцикле, о том, чтобы побыстрее стать самостоятельными и уехать из дома, получить образование, найти хорошую работу. И родители удивились – оказывается, расстояния между ними нет.
И всё же что-то поменялось за годы. Что? Марина Мухаметзянова считает — изменились способы достижения этих целей:
— Нас как учили раньше? Нужно окончить 11 классов, получить высшее образование, найти хорошую работу, создать семью. Всё по накатанной. А у детей нет такого «генерального плана» плана сейчас. Они все разные, и планы тоже разные. Но у них и возможностей для самореализации всё-таки сейчас больше чем было у нас. Они проще на всё это смотрят. Новому поколению не нужна единственная запись в трудовой книжке на всю жизнь. Они свободны в своём выборе, может это родителей и пугает? Это меня даже как родителя пугает, если честно. Но такова жизнь и таково это поколение. Более свободное, более подвижное, мобильное. Они в другом мире уже живут и принимают его правила без расписанного плана на 50 лет вперед.
Полную версию статьи читайте в «Искре Прикамья» №33 от 26.08.2021