) Семья из Шубино нашла повод жить в своей деревне, надеясь только на себя

В 90-е годы супруги Сергей и Валентина Масленниковы, несмотря на сложную ситуацию с местной фермой и безработицу, остались жить в деревне Шубино.

Тогда местная молочная ферма, которой заведовал Сергей Сергеевич, стала подразделением Еловского маслосыркомбината. Но в 2007 году предприятие было ликвидировано, а вместе с ним и ферма. Оставшись без работы, люди стали разъезжаться. Остались пенсионеры и несколько семей, среди них Масленниковы.

От переезда удерживала мысль, что растить детей надо здесь, а не где-то с нуля начинать. Потом мы привыкли, что заняты с утра до вечера и есть заработок   

 Валентина Ивановна по специальности воспитатель. В 90-е годы она работала в Шубино в начальной школе-детском саду. Но ребят становилось меньше, их стали возить в Малую Усу. Валентина Ивановна стала домохозяйкой. Для неё это как полноценная работа: собрать детей в школу, а их в семье четверо, приготовить обед, прибраться, присмотреть за огородом, управиться на подворье. В Шубино она переехала из Нижней Барды в 1990 году, как только вышла замуж. В октябре они с Сергеем встретят 32 годовщину совместной жизни.

Её супруг местный, вырос в многодетной семье. До армии работал механизатором в колхозе – вспоминает, что тогда работы было много. Поэтому и после службы в 1990 году вернулся в родную деревню. Женился, с Валентиной обзавелись своим хозяйством, первая дочка родилась.

Вернулся на родину, потому что видел прогресс, колхоз развивался, деревня стояла на ногах, была ферма, клуб, школа-сад

Сергей Масленников относит себя и знакомых к последнему поколению, кто застал ферму и успел поработал на ней. Ферма от Малоусинского колхоза была в каждой деревне, а шубинская продержалась дольше остальных. Она была хозяйством маслосырзавода, куда поставляла молоко. Но предприятие не смогло включиться в новые рыночные условия, оплачивать налоги, 2007 год для него стал заключительным. Сергей Сергеевич вспоминает, что как только стал заведующим фермы, здесь было 87 голов скота, через несколько лет довёл поголовье до 160 коров. Тогда забота была отпустить качественное молоко. В то же время, кроме работы, колхозники держали дома подворье, почти в каждом доме было по корове, а колхоз помогал людям с заготовкой сена, зерна для личных нужд.

Важное решение

Оставшись без работы, Сергей Масленников устроился в лесхоз в 2008 году на зимний сезон и стал расширять своё хозяйство, задумал создать домашнюю ферму. Надо было жить дальше, надеяться только на свои силы. Масленниковы решили откармливать бычков мясной породы. Рядом с домом отгородили пастбище с электропастухом, запустили стадо. Сергей стал сам заготовлять корма. Вокруг деревни на пустующих колхозных паях принялся выращивать зерновые, подсевать клевер, тимофеевку, люцерну, чтобы получить больше питательного сена. Договориться с владельцами паёв было нетрудно, люди пошли навстречу, чтобы землю обрабатывали, и она не зарастала сорняками. Трактор для обработки земли Масленниковы приобрели с рук в Чайковском районе. Сейчас Сергей не работает в лесхозе, трудится только в своём хозяйстве.

Здорово помогли пчёлы, на выручку от продажи мёда, мяса мы купили трактор. Тогда он стоил где-то 50 тысяч

К пчеловодству – ещё одному направлению, Сергея приучила бабушка Прасковья Тарасовна. Как только обзавёлся семьёй, он сразу поставил ульи рядом с домом. И в первый год пришлось столкнуться с испытанием. Пчёлы погибли, причём не только у него, явление было массовое в хозяйствах. Пчеловоды не знали, как справиться с новым заболеванием варроатоз. Это сейчас лечебные пластины в ульях защищают пчёл, а тогда опыта не было, не знали, чем и как лечить. Но справились, постепенно восстановили пчёл. До сих пор крылатые труженицы служат подспорьем для Масленниковых, помогли вырастить и выучить детей. Старшие дети, получив образование в городе, вернулись на малую родину, живут рядом с родителями. У старшей Екатерины уже своя семья, она работает в школе учителем физкультуры, подарила родителям двух внучек Викторию и Анжелику.

Иван по специальности программист, после службы в армии вернулся в родной дом, работает на пилораме. Ольга учится в колледже на направлении «земельно-имущественные отношения». Теперь готовится уехать из дома младший, Тимофей, он учится в девятом классе и после школы собирается поступать в колледж на автомеханика. Выбор не случайный, сын с детства рядом с отцом разбирает и ремонтирует технику. Не так давно старую кабину трактора заменили на новую.

-Практика у него уже есть, теперь нужно теорию получить в колледже, — говорит Сергей Сергеевич.

Большая дружная родня помогает Масленниковым в делах. Они не будут сидеть сложа руки, если нужно срочно выполнить работу. Собираются и идут ворочать зерно на складе, сенокосить. Взаимовыручка в большой семье помогает, если надо денег занять, кредитами банков Масленниковы стараются не пользоваться.

Нынче с мёдом и зерном

Нынче зерновые хорошо уродились, обмолоченного овса и пшеницы живности хватит на два года. Но всё равно Сергей Сергеевич вспахал поле под зерновые на будущий год, излишки думает продать. Готов и к тому, что цены на зерно будут низкие, и сдавать предстоит невыгодно. Он подметил, что сейчас закупочная цена зерна на птицефабрике выше прошлогодней, но всё равно не покрывает расходов. Масленниковы сдают зерно и мясо туда, где выгодно, постоянно следят за закупочными ценами на мясокомбинатах.

Этот год урожайный и на мёд. Как только в июне установилась жара, новые пчелиные семьи стали роиться и друг за другом выходить из ульев. Рои надо было успеть ловить. Эта роль поручалась Валентине, Сергей был в поле.

Ни свет ни заря нынче рои выходили, и их надо собрать. Чтобы не прокараулить, сидела в палисаднике полтора месяца. Не могла даже сбегать за хлебом в магазин и отлучиться за ягодами

Валентина напарница Сергея по хозяйству. Управляться с пчёлами научилась дома в детстве, но вот укусы переносить не могла. Сейчас организм уже привык. Масленниковы соседствуют вместе с пчёлами не только летом. На зимовку ульи ставят в подполье под своим домом. И за картошкой домашние спускаются с фонариком, чтобы не разбудить спящих в ульях пчёл. Соседствуют мирно, хозяева даже иногда включают громкую музыку. Пчелосемей держат ровно столько, от скольких удастся продать мёд своим постоянным покупателям, поставлять большими партиями на завод невыгодно. Лишних пчелосемей продают. В пчеловодстве нет постоянства, только на него не рассчитывают, нельзя заранее предугадать, каким станет год. Зато мёд, в основном липовый даётся как вознаграждение за труды и заботы.

Полную версию статьи читайте в «Искре Прикамья» №35 от 08.09.2022