Таня больше не плачет
В нашем регионе с 2007 года в рамках программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» работает технология «Семья для пожилого и инвалида». За «технологическим» названием стоит простая вещь. Пожилым людям и инвалидам помогают поселиться в семью, где они получают не только надлежащий уход, но и домашний уют и тепло. Сегодня мы рассказываем об одной из таких семей – Людмила и Василий Вайда из Калиновки взяли в свой дом воспитанницу интерната из Мичуры.
В их доме сразу с порога – тепло, чистота, приветливые улыбки хозяев. Глава семьи – Василий Вайда, как обычно, в поле, а гостей из редакции встречают Людмила Петровна Вайда и её дочь Анна.
— А где же Таня? – ведь приехали-то мы как раз посмотреть на Таню Орлову, девушку из Мичуринского ПНИ, которая находится в этой семье под опекой в рамках технологии «Семья для пожилого и инвалида».
— Она у себя в комнате, — переходят на шёпот Людмила и Анна, — спряталась от вас, боится, что её из нашего дома обратно в интернат увезут.
Через минуту появляется хрупкая девушка с большими глазами и детской улыбкой, осторожно заходит в комнату: — «Привет, Таня!». – «Привет!», — улыбается она.
Кажется, у Тани отлегло от сердца, и теперь можно сесть вместе с её новой семьей, чтобы поговорить. Таня устраивается вместе с нами, поближе к маме. Так она начала называть Людмилу Петровну буквально сразу как увидела.
Отступим немного, чтобы сказать, что семью Людмилы и Василия Вайды знают в Калиновке все. Сейчас это известные местные предприниматели, а Людмила Петровна, вспоминая прошлое, рассказывает, что стать таковыми их заставила жизнь. Не было по её словам у супружеской пары никаких склонностей к бизнесу. Василий работал трактористом в местном колхозе «Труженик», Людмила продавцом. Потом Василию по состоянию здоровья пришлось уйти сторожем в детсад. На руках дети, три дочки – Алёна, Анна и Снежана, а вокруг всё рушится, весь привычный уклад жизни летит в тартарары. Началось их предпринимательство с поступившего Василию предложения выкупить пилораму. Думали долго, но решились. Постепенно, в рассрочку, выплатили необходимую сумму. Дальше последовал выкуп бывшего колхозного имущества. Потом — магазина, того самого, где столько лет проработала Людмила.
— Да, это риск. Ночами не спали, переживали. Но тут ведь что, боишься, но делаешь, и как-то Бог бережёт, — рассказывает Людмила Петровна.
Теперь в крестьянско-фермерском хозяйстве Вайды около десятка работников, летом их количество увеличивается. И если сказать, что Калиновка на них держится, то это не будет преувеличением. У супругов крепкая и дружная семья, трое детей, которые уже продолжают родительское дело, пятеро внуков. Казалось бы, забот хватает, но несколько лет назад появилась в этой семье Таня.
Таня выросла в Осинском детском доме, и когда девушке исполнилось 18 лет, попала в Мичуру, где расположен филиал Фаорского психоневрологического интерната. Как-то раз вместе с двумя девчонками из интерната приехала она в Калиновку.
— Ягоды они, что ли собирали, я уже и не помню, — рассказывает Людмила Петровна, — но Таню сразу приметила. Девчонки-то, с которыми она приехала бойкие были, шустрые, а она какая-то…тихоня, что ли. И так мне её жалко стало!».
А потом Людмила Вайда заехала по делам в Мичуринский интернат и снова Таню увидела. Та стояла у батареи, а рядом бегали и дрались какие-то ребята. «Она аж прямо вжалась в эту батарею, — вспоминает Людмила Петровна, — я мимо прохожу, а Таня глаза подняла, посмотрела на меня и заплакала».
Полную версию статьи читайте в газете «Искра Прикамья»