Тематический выпуск «Правильная дорога»: Главное в помощи – не навредить

За плечами еловского фельдшера Ивана Вандышева 18-летний опыт работы в службе скорой помощи. За это время было несчётное количество выездов по самым разным поводам: от вызова к человеку с повышенной температурой, до спасения жизни людям, попавшим в ДТП.

Сегодня наш разговор с Иваном Николаевичем о том, что нужно помнить каждому участнику дорожного движения, чтобы в экстренной ситуации не растеряться и поступить правильно. Как раз этому он учит и юных инспекторов из отряда «Светофорики» Еловской средней школы. И знания, полученные ребятами, высоко оцениваются на различных конкурсах по безопасному движению.

— Иван Николаевич, о чём в первую очередь должен помнить человек, на глазах которого произошло ДТП и есть пострадавшие?

— Во-первых, необходимо сразу же вызвать спасателей и скорую помощь. Сейчас это можно сделать по единому номеру телефона 112. Диспетчер передаст информацию всем экстренным службам. Почему важно совершить звонок в первую очередь? Потому что обыватель самостоятельно едва ли сможет оказать необходимую помощь пострадавшим, а своевременный звонок сделает приезд специалистов максимально быстрым. Ведь зачастую счёт может идти на минуты.

Во-вторых, желающему прийти на помощь нужно убедиться в собственной безопасности. Представьте, человек спешит на помощь людям, попавшим в ДТП, и сам тут же попадает под колёса другого зазевавшегося водителя. Или другой пример: автомобиль врезался в остановку, есть пострадавшие. Перед тем, как приступить к оказанию им помощи, нужно оценить обстановку и быть уверенным, что вас не придавит остатками разрушенной конструкции. Иначе ситуацию можно только усугубить. А бывают ещё ДТП, где в результате столкновения автомобиля с электрическим столбом возникает опасность поражения током или происходит разлив топлива и возникает опасность взрыва. Об этом нужно обязательно помнить. Поэтому оба вышеперечисленные действия – первоочередные.

В-третьих, при дорожно-транспортном происшествии важно выставить аварийный знак, чтобы предупредить других участников движения о возникшей опасности.

— После выполнения этих условий, каковы дальнейшие действия?

— Нужно обеспечить жизненно важные функции организма у пострадавших: кровообращение и дыхание. Если видим сильное кровотечение, то его нужно остановить – наложить жгут или давящую повязку. Если вам удалось остановить кровотечение – считайте, что половину дела вы уже сделали. Остальное оставьте специалистам.

То же касается и дыхания. Если пострадавший не дышит, надо понять, почему он не может этого делать, проверить дыхательные пути, может, туда что-то попало.

Вот эти действия может совершить обычный человек, а дальнейшее спасение надо доверить медицинским специалистам. Без нужных знаний и умений своей «помощью» обыватель может навредить, сам того не понимая.

— Как человек, желающий помочь, может нанести вред?

— Простой пример. Произошло ДТП, в машине пострадавший. Обычному человеку нельзя извлекать его оттуда, может быть травма шейного отдела позвоночника. Начнешь шевелить, произойдёт смещение позвонков. Это нужно делать правильно, специалистов скорой помощи и спасателей этому отдельно обучают. При ДТП шея страдает часто – во время удара голова резко запрокидывается и высок риск хлыстовой травмы.

Ещё важно помнить, что нельзя извлекать ранившие пострадавшего инородные тела. Бывает, что люди хотят помочь, но делают таким образом только хуже.

— Итак, ещё раз закрепим важные первоочередные действия.

— Вызываете экстренные службы, удостоверяетесь в собственной безопасности. Далее стараетесь остановить сильное кровотечение и освободить дыхательные пути пострадавшему. Остальные действия оставляем профессионалам: медикам и спасателям.

Ну и, конечно, если ДТП произошло зимой, то нужно не допустить переохлаждения пострадавшего, укрыть его, согреть. Летом наоборот – создать тень, к травме приложить холод. В двух словах – создать комфортные условия на время, пока едут экстренные службы.

— Как очевидец ДТП ещё может помочь?

— При звонке в экстренную службу дать максимальное количество информации: характер ДТП, место происшествия, сколько пострадавших, какие у них травмы. Бывает, люди звонят, но в стрессе забывают сказать, например, где произошла авария.

Во время ожидания приезда скорой помощи и спасателей необходимо наблюдать за состоянием пострадавшего. Поддерживать его в сознании, разговаривать  с ним. Задавайте элементарные вопросы: как зовут, сколько лет. Нужно успокоить человека. К тому же психика у всех разная: кто-то в стрессе может начать вести себя неадекватно, побежит обратно на дорогу, например. Надо постараться предотвратить такие ситуации.

В ходе разговора выясните, сколько в аварии могло пострадать людей. Был случай, автомобиль перевернулся, а в нём никто не был пристёгнут. В итоге всех разбросало. Мы четверых обнаружили и стали им оказывать помощь. А когда разговаривали с ними, оказалось, что есть ещё и пятый. Он в шоковом состоянии в поле ушёл. Болевой порог у всех разный: кто-то от ушиба будет страдать, как переломанный, а кто-то с переломами ходить может.

— Как показывает Ваш опыт — люди готовы к оказанию первой помощи? И чему было бы неплохо научиться?

— Чаще всего, к сожалению, большинство не готовы действовать правильно в  экстренных ситуациях. Этому же в обычной жизни не учат. В школе какую-то теорию дают, но это забывается, да и без практики толку в этом немного.

Взять хоть наложение жгута – с этим у всех ошибки. Неправильно выбирается место наложения или сама техника неправильная. Бывает, зимой через тёплую курточку жгут наматывают, а там такой слой одежды, разве так что-либо пережмёшь.

Нужно владеть азами восстановления дыхательной функции. Хотя бы на начальном уровне.

Вот и остаётся главный принцип – не навредить, создать комфортные условия пострадавшему до приезда скорой помощи или спасателей.

Главное своей помощью не сделать хуже. Яркий пример – помощь при эпилептическом припадке. Не знаю, откуда люди берут, что во время судорог эпилептику надо язык прижимать и челюсть раскрывать. На самом деле ничего этого не нужно, судороги пройдут, они длятся секунд 20-30, человек придёт в себя. Лучше придержите ему голову, чтоб он во время конвульсий не ударялся. А то некоторые в своём желании помочь готовы больному всю челюсть разворотить. Коллеги рассказывали, как эпилептику во время припадка очевидцы связкой ключей пытались челюсть разомкнуть. Закончилось всё челюстным переломом и раскрошенными зубами.

— Чем можно дополнить автомобильную аптечку, чтобы сделать её более полезной?

— Минимальное, что можно сделать — самостоятельно добавить туда нормальный жгут, заменить штатный. Положить обезболивающие препараты, перекись водорода, хлоргексидин, чтобы обрабатывать раны, промывать их.

— Некоторые водители пренебрегают требованиями пристёгиваться ремнем безопасности или застёгивать мотошлем. Ваш взгляд на это?

— Использовать ремни безопасности и мотошлем – ну это совсем очевидные вещи. Это даёт шансы в экстренной ситуации выжить и сохранить здоровье. Либо удар принимает на себя шлем, либо человек напрямую получает черепно-мозговую травму. Разница огромная! Так же и с ремнём безопасности: ну получишь ушиб грудной клетки, если был пристёгнут, но это несравнимо с последствиями вылета в лобовое стекло.

И конечно, нужно соблюдать скоростной режим, чем выше скорость, тем опаснее травмы. Вот, вроде бы, всё это очевидные вещи, но почему-то некоторые их  игнорируют.

 

Три совета водителям в жару

Лето балует нас по-настоящему жаркими денечками. Но в жару мы становимся рассеянными и невнимательными, усиливаются хронические заболевания, появляются головные боли и резь в глазах. Если при таком самочувствии вы сядете за руль, то дорожно-транспортного происшествия не избежать. Как же спасаться в жару водителям?

Если ваше авто оснащено кондиционером, то лето — это самая пора его использовать. Однако не старайтесь установить слишком низкую температуру в салоне. Перепад температур в 10 градусов по Цельсию может возыметь обратный эффект, когда вы будете разгоряченный от жары садиться в ледяной салон. Так и заболеть недолго.

Не оставляйте в закрытой машине детей и животных! В жару подобные действия могут привести к летальному исходу. Даже если вы отлучаетесь «на минутку», откройте окно, а лучше возьмите детей или же животных с собой.

Всегда возите с собой бутылку с питьевой негазированной водой. Причем ее можно пить, а также при необходимости лить на голову или кепку (естественно, не будучи за рулем). Как только вы почувствуете недомогание (вялость, головокружение и так далее), следует немедленно остановиться в тени и выйти из машины. Попейте воды, умойтесь и подождите до тех пор, пока ваше состояние не нормализуется.

Советы врачей, как снизить риск аварии, когда на улице плюс 30 градусов и выше,  поддержать свой организм в приличной форме, если предстоит долгая поездка.

  1. Снижение концентрации внимания. При температуре воздуха до 25 градусов водитель может хорошо контролировать дорогу в течение 4-5 часов. Но при температуре выше 30 градусов человек устает уже за 1,5-2 часа. Происходит это потому, что на жаре обмен веществ замедляется, и сигналы об опасности, поступающие в мозг, притупляются. В результате снижается реакция.

Совет. Перед дальней дорогой выпейте таблетку глицина (это аминокислота, активизирующая мозг). Даже если у вас в машине хороший кондишн, делайте остановки каждые полтора-два часа (организм реагирует не только на температуру в машине, но и на улице). Как только стали уставать, с силой нажмите на точку посередине между бровей и массируйте минуты две, это даст энергию.

  1. Обезвоживание. На жаре и в духоте мы можем потерять до полулитра пота за час. Если не восполнить влагу, может начаться гипоксия, то есть кислородное голодание мышц и мозга. Это также ведет к снижению быстроты реакции. Могут еще возникнуть микроспазмы мышц рук и ног, что за рулем крайне опасно.

Совет. Перед дорогой выпейте томатного сока, за счет калия он поддержит водно-солевой баланс. Не ешьте перед дорогой сладостей — сахар усиливает потоотделение. А также жирной пищи — она замедляет обмен веществ. Возьмите в кабину спрей с минеральной водой и опрыскивайте лицо и шею каждые 15-20 минут. И, конечно же, не забывайте захватить в дорогу бутылку питьевой воды или морса.

  1. Слепящее солнце. Многие аварии летом происходят потому, что водитель просто не мог увидеть летящую навстречу машину из-за бьющих по глазам солнечных лучей.

Совет. В идеале — выезжать рано утром или после заката. Но если надо спешить, когда солнце в зените, заведите специальные солнцезащитные очки для водителей с антибликовыми или дымчатыми стеклами и всегда держите их в машине.