24 июля – День работников торговли. Накануне профессионального праздника мы поговорили с пионерами еловской торговли

Наталья Красносельских

Они были первыми

«Поросята», «лягушки», и самые вкусные консервы. Накануне профессионального праздника мы поговорили с пионерами еловской торговли

Продуктовый магазин «Колосок» один из первых в Елово частных магазинов.  «Колосок»  появился в далёком 1993 году. Всего два года как не стало Советского Союза. В сознании людей — разброд и шатание, ведь 70 лет всё вокруг было государственным, то есть общим и ничьим одновременно. Поэтому всем первопроходцам частной торговли в Елово было наверняка непросто.

Открыл  «Колосок»  Анатолий Фёдорович Чепуштанов, он одним из первых в районе создал и своё фермерское хозяйство. Хозяйство называлось «Колосок», вот и возник магазин с тем же названием. И тогда, и теперь, в этом магазине продают продукты. Со временем, в самом начале двухтысячных, рядом с «Колоском» появился и магазин автозапчастей.

Сейчас Анатолий Чепуштанов уже отошёл от дела и семейным бизнесом заправляет его дочь – Екатерина Еловикова. С ней мы и встретились жарким июльским днём. «Колосок» находится  на Комсомольской, 17,  на самом въезде в Елово. Место непроходное, не всякий сюда дойдёт, особенно за продуктами, но Екатерина говорит, что своя аудитория, наработанная годами, у них давно сложилась.

Действительно, в продуктовом магазине, несмотря на дневное время, жару и непроходное место есть покупатели. Один мужчина – Андрей, стоит у прилавка довольно долго. Выбирает сосиски, несколько пакетов молока, другие продукты.

— Я здесь рядом работаю, поэтому постоянно захожу в этот магазин, удобно. Цены и качество продуктов меня устраивают, — рассказывает Андрей.

За прилавком – Марина Трубина, она работает здесь продавцом уже больше десяти лет. Ценный кадр, ответственный человек. У Марины Васильевны на продуктах есть сменщица, а вот в магазине автозапчастей за прилавком стоит сама хозяйка – Екатерина Еловикова.

— Очень трудно стало с кадрами, большая проблема найти человека, который  желает работать,- вздыхает она.

Очень трудно стало с кадрами, большая проблема найти человека, который  желает работать

Эту проблему,  по словам Екатерины, недавно обсуждали на местном совете предпринимателей. Кадровый голод в торговле, в других отраслях. Привычными стали частые объявления о найме на работу продавцов.

— Не хотят люди трудиться. Вроде работы нет, а предлагаешь работу – разворачиваются и уходят. Видимо проще  жить на пособие. И так не только у меня, — удивляется Екатерина Еловикова.

Она такой иждивенческой позиции понять не может. К труду приучена с детства и не возьмёт в толк, как это можно сидеть просто так и ничего не делать.

— Помню, когда у папы ещё было фермерское хозяйство, мы все ездили и помогали ему. До сих пор как вместе соберёмся, вспоминаем, как надо было коров вечером пригнать, вымя помыть, подцепить аппарат, подоить. Потом утром опять покормить, подоить и отправить в поле, да там ещё в поле пасти. Такой вот семейный подряд был. Видимо, чтобы не расслаблялись, нас всех приучали к труду с детства, — рассказывает Екатерина.

После  школы Катя начала помогать отцу, у которого к тому времени уже был магазин. Занималась бухгалтерскими делами. Окончила по специальности «бухгалтерия» сначала еловское училище, а потом Ижевский технический университет. Теперь весь семейный бизнес  держится, в первую очередь, на ней.

Пришлось осваивать не только бухгалтерию, но и работу за прилавком, узнать все тонкости торговли автозапчастями. Ничего, разобралась. Правда иногда просит  показать «картинку» нужной запчасти, ведь покупатели часто говорят только народное название.

— Могут попросить «пряник». Пряник — это резинка для глушителя. Кто-то говорит маслёнка, кто-то — тавотница.  Вот поэтому картинку и спрашиваю, — объясняет Екатерина.

Как-то раз мужчина пришёл за «поросёнком», а в процессе поиска выяснилось, что нужна ему «лягушка»

Как-то раз мужчина пришёл за «поросёнком», а в процессе поиска выяснилось, что нужна ему «лягушка». В общем, богата фантазия автомобилистов. Вот и угадай, что они имеют в виду, когда просят запчасть.

А товара много, только в автозапчастях около тысячи наименований. Трудно ли было переходить на новые правила розничной торговли, которые вступили в силу в феврале? В «Колоске» и «Автозапчастях» успели подготовиться к новым правилам, поэтому особых трудностей не было. Наоборот, говорит Екатерина, теперь легче отследить движение товара, изменение цены на него.

Цены-то между тем летят вверх.  2020 год ознаменовался  ростом  цен на продукты, автозапчасти как-то держались, а с 2021 года из-за роста цен на железо поднялась  стоимость запчастей, некоторые подорожали очень существенно. Конечно, народ возмущается, хотя  вины хозяев магазина и продавцов тут нет, но если у человека накипело, то негатив на себя берут именно они.

Непросто стало работать и из-за сетевых магазинов. «Довольно сильно повлияли они на наш продуктовый бизнес», — подтверждает Екатерина. Приходится искать выход. Например, сейчас в «Колоске» торгуют комбикормом, на который хороший спрос. Из-за растущих цен многие сельские жители вспомнили о живности — курах, бройлерах, индюках. Если посчитать, это обходится выгодней, чем покупать куриное мясо и яйца в магазинах.

Сетевые магазины довольно сильно повлияли на продуктовый бизнес. Приходится искать выход

Именно нестабильность, рост цен, постоянно меняющееся налоговое законодательство,  называет Екатерина Еловикова главными трудностями, с которыми сталкивается сейчас торговля, в том числе и местная. Эти проблемы  у всех, не только у «Колоска» и «Автозапчастей». Про общие проблемы  Екатерина рассказывает не понаслышке, с местными предпринимателями находится в дружественных отношениях, конкурентами их не считает. Все в одной лодке. У каждого есть свой покупатель, который приходит именно в данный магазин.

Вытеснят ли со временам сети нашу «малую еловскую торговлю»? Хозяйка «Колоска», которому скоро тридцать лет будет, считает, что вряд ли. Во-первых, у каждого свой покупатель,  а потом, как быть с деревнями, ведь «Магнит» и «Пятёрочка» туда не поедут.

Несмотря на трудности, дело свое Екатерина Еловикова любит, а самое приятное в торговле – благодарность покупателей:

— Продашь что-то, а человек говорит,  обязательно ещё раз придём, куда мы без вас. Спасибо покупателям, что ценят нас, возвращаются в наши магазины, да ещё и знакомых приводят!

Полную версию статьи читайте в «Искре Прикамья» №28 от 22.07.2021