День самоуправления: ученики школ Еловского округа приняли участие в Парламентском уроке

15 октября в школах Прикамья прошёл юбилейный Парламентский урок. История проекта началась 15 лет назад по инициативе депутатов Законодательного Собрания Пермского края. Сначала это были познавательные  встречи школьников с парламентариями в учебных классах, а сегодня Парламентский урок – это уже не только большой образовательный проект, где ребята узнают много нового о работе краевых и местных властей, о законах и политике, но и настоящая дискуссионная площадка, где школьники могут продвигать свои идеи, задавать сложные вопросы и проявлять инициативу.

Важные встречи

«Наш образовательный проект учит ребят анализировать, знакомит с системой краевых законов, ролью законодательной, исполнительной и муниципальной власти. У молодёжи формируются знания, которые позволяют им принимать осознанные решения и быть активными участниками общественной и политической жизни. Для депутатов Законодательного Собрания такие встречи тоже очень важны. Благодаря Парламентским урокам мы можем получить обратную связь, узнавать, как и чем сегодня живут школы края, как развивают свой образовательный и общественный потенциал», – говорит председатель Законодательного собрания Пермского края Валерий Сухих.

Есть проблема — найдём решение!

Рассказать школьникам об основах общественной инициативы, научить ребят самостоятельно искать решения проблем своего поселения и воплощать свои идеи в жизнь – вот главная идея Парламентского урока-2020. В этом году открытые уроки с участием парламентариев прошли практически во всех территориях Пермского края, в большинстве школ – в онлайн-формате.

Парламентский урок с участием председателя краевого Законодательного Собрания Валерия Сухих тоже прошёл онлайн – таково требование времени и ситуации. «Есть проблема – найдём решение!» – так называлась форсайт-сессия, которая прошла в дистанционном режиме в интернет-системе ZOOM. Такой формат работы школьники и педагоги уже освоили во время дистанционного обучения, так что проблемой это не стало. Тем более, что с технической точки зрения всё было организовано на высоком уровне. Участниками мероприятия стали представители 18 школ: на прямую связь с Валерием Сухих вышли старшеклассники и педагоги Бардымского и Еловского муниципальных округов, Чайковского и Осинского городских округов. Работа на уроке была построена так: главы муниципалитетов и председатели представительных органов этих территорий ставили перед ребятами проблемы местного значения, а школьники выдвигали свои идеи по решению данных вопросов, разрабатывали проекты конкретных действий и инициатив, а затем представляли свои проекты жюри. Работа проходила в сессионных интернет-залах по округам, а затем ребята и педагоги вновь собрались вместе, чтобы обсудить проекты-победители.

Могу. Умею. Практикую

Уже сегодня в городах и сёлах Бардымского и Еловского муниципальных округов, Чайковского и Осинского городских округов реализуются проекты местных школьников. Например, учениками школ села Барда, села Печмень и деревни Сараши были воплощены в жизнь социальные проекты, приуроченные к празднованию 75-летия Победы: создание музейных экспозиций, восстановление памятников Победы, благоустройство мемориалов. Ребята из Еловской, Дубровской и Брюховской школ наравне со взрослыми активно участвуют в разработке и реализации проектов инициативного бюджетирования. А на базе нескольких школ Осы реализруется ряд проектов по благоустройству  школьных территорий.

 Вместе мы сила!

«Будущее Осинского городского округа: вклад молодёжи в развитие», – так сформулировала задачу для школьников округа местная администрация. Ученики осинских школ № 1, № 2, № 3 и № 4 создали совершенно разные проекты. «И у ребят есть чему поучиться!» – отметил глава округа Алексей Григорьев, оценивая эти инициативы. Но победитель должен быть только один, им стала команда второй школы. «Нашу идею создания культурно–досугового парка «Место встречи» высоко оценил глава округа. Мы были рады победе и очень надеемся на поддержку администрации округа, общественных организаций и предпринимателей. Уверены, всё получится, потому что в нашем городе уже было реализовано несколько подобных проектов. Вместе мы сила! Парламентский урок – это возможность показать себя и узнать больше о деятельности законодательной власти края и местных администраций», – сказала капитан команды школы Влада Бусовикова. «Мы принимаем участие в Парламентском уроке каждый год. И всегда нас удивляет новый формат и содержание! Уникальная возможность представить проект по развитию своего поселения, возможность услышать идеи других – это очень интересно и современно, – делится впечатлениями учитель обществознания и заместитель директора Осинской школы № 2 Ирина Денисова. – И это перспективная работа, потому что через 10–15 лет сегодняшние старшеклассники будут определять вектор развития нашего региона. Кроме того, такие парламентские уроки устанавливают диалог власти и молодёжи и позволяют обмениваться мнениями по наиболее актуальным вопросам местного и краевого значения».

Актуально и реально

Больше всего участников было в сессионном зале Бардымского муниципального округа – семь школ и одна гимназия. Победителем в округе стал проект 11 А класса Бардымской гимназии имени Габдуллы Тукая «Безопасная дорога». «Местная администрация предложила нам найти пути развития волонтёрского движения. Наши ребята подняли проблему ДТП с участием детей и подростков и выбрали волонтёрство в сфере обучения безопасному движению на дорогах. Местная администрация всегда поддерживает инициативы школьников, но и у нас в гимназии уже есть база для реализации этого проекта – автогородок со светофорами, дорожными знаками и разметками. И в ближайшее время мы хотим начать обучение школьников правилам дорожного движения. Что касается ребят, то на этом уроке они получили колоссальный опыт, а также смогли высказать свои мнения и идеи. Интересно было увидеть и проекты других школьников. Удивительно, насколько все они актуальны и реальны», – сказала учитель истории, обществознания и права гимназии Ханифа Курлищук. Глава района Халиль Алапанов высоко оценил не только этот проект, но и другие идеи школьников, тем более что темы были затронуты более чем актуальные – забота о старшем поколении, экология, спорт. «Приняли с коллегами решение включить предложения наших ребят в муниципальные программы», – сказал глава района.

Мозговой штурм

Ребятам из Чайковского городского округа предложили подумать о создании арт-объекта, который не только смог бы преобразить территорию школы, но и стал бы визитной карточкой родного поселения. «Мы с детьми решили, что главной особенностью нашей школы является то, что она настоящая кузница педагогических кадров: около 70% учителей школы являются её выпускниками. Также наши выпускники работают педагогами в различных учреждениях края и России. И мы придумали арт-объект «Школа – Кузница педагогических кадров», – рассказывает учитель истории и обществознания Фокинской школы Михаил Беляев. – Но урок был полезен не только этим. Ребята узнали о возможностях региональных программ, пообщались со сверстниками из своего и других округов, познакомились с представителями власти городского и краевого уровня и отточили навыки публичного выступления». «Благодаря Парламентскому уроку наша команда получила много положительных эмоций. И мы впервые все вместе думали над тем, как можно благоустроить родное село Фоки. И стали победителями! Хочется выразить огромную благодарность Валерию Александровичу Сухих за возможность поучаствовать в Парламентском уроке и получить этот опыт!» – сказала ученица Фокинской школы Ксения Горбунова. Замглавы округа Александр Пойлов поддержал проект ребят и уже предложил ученикам и педагогам для его реализации использовать механизм инициативного бюджетирования.

Жюри округа высоко оценило и другие проекты. «В результате мозгового штурма у нас появился замечательный проект по благоустройству территории школы креативным и функциональным арт-объектом. Мы разработали идею проекта под названием «Привлекательный мир», – рассказывают ребята из села Сосново. «Особенно было интересно общаться вживую с представителями власти. Мы почувствовали не только серьёзность мероприятия, но и свою значимость в решении важных проблем нашего района. В ходе работы в группе мы предложили свой вариант благоустройства пришкольной территории – создание «Зелёного лабиринта» для активного отдыха. И были очень удивлены большим количеством классных идей наших сверстников из других школ. И это, кстати, создавало обстановку здорового соперничества», – отметила ученица 10 класса школы № 7 села Уральского Ольга Шилова.

Добиться большего

Ребята из Еловской и Дубровской школы тоже практиковались в решении весьма значимого вопроса для сельских территорий – сохранения молодёжи на селе. С небольшим отрывам победил проект одиннадцатиклассников из Елово. Ребята предложили создать общественное пространство «Дом молодёжи» – своеобразный центр притяжения для молодых людей, где можно будет заниматься волонтёрством, спортом, проводить досуг. Школьники рассказали, что искать решение этого вопроса они начали ещё раньше: обсуждали вопросы молодёжной политики и проблемы сельской молодёжи, встречались с членами Молодёжного парламента. Так что проект этот был задуман давно. Глава Еловского района Антон Чечкин заверил ребят, что со стороны местных властей будет сделано всё необходимое для поддержки молодёжной деятельности.

Подводя итоги урока, спикер краевого парламента Валерий Сухих отметил, что встреча получилась полезной, и теперь ребята смогут применить все свои знания и навыки для разработки проектов, направленных на создание комфортной среды в своих городах и сёлах. «На нашем уроке вместе мы смогли оценить возможность участия молодёжи в организации местного самоуправления через реализацию общественной инициативы. Ведь объединяя усилия, всегда можно добиться большего, преодолеть любые трудности, ответить на самые непростые вызовы. Хочу поблагодарить всех участников нашей встречи!» – сказал Валерий Александрович.