Добро пожаловать в Елово. Приезжайте к нам, в Куштомак!
Продолжаем рассказывать о туристических местах Еловского округа в рамках нашего проекта
Мы продолжаем говорить о перспективах туризма в Еловском округе, и сегодня расскажем вам о том, что может предложить гостям одно из самых интересных сёл нашего округа — Куштомак. Этот небольшой населенный пункт имеет интересную историю. Здесь расположен единственный в округе деревянный храм 19 века — Вознесенская церковь, и есть даже собственный святой.
Но самое главное, что есть в Куштомаке люди, которые готовы развивать туризм и принимать гостей. В первую очередь, это женщины местной ветеранской организации, возглавляемой Александрой Акиндиновной Хохловой. Да, она и тут впереди — и в краеведении, и в территориальном самоуправлении. А когда некоторое время назад услышала, что в округе разработана стратегия развития туризма, не могла остаться в стороне. Почем бы нам не попробовать принимать у себя туристов? – подумали местные жители и связались с заместителем главы округа Татьяной Петровной Софроновой. В итоге представители еловской администрации приехали в Куштомак специально для того, чтобы обсудить вместе с жителями, как и что можно показать туристам в этом селе. Решили, что помогут разработать туристический маршрут, потому что перспективы у места есть.
Вознесенская церковь
Центром притяжения в Куштомаке, конечно, является Вознесенская церковь. Уникальный храм, у которого по сути два рождения. Здание на каменном фундаменте с деревянной колокольней и деревянной крашеной оградой вообще-то возвели в 1836 году. Но спустя полвека численность прихожан возросла до 2377 человек (представьте себе, в Куштомаке!). В 1885 году церковь имела 25 лавок. Мало того что церковь перестала вмещать всех желающих, она еще и постепенно ветшала. Тогда и появился тот самый современный храм, который мы можем сегодня увидеть в Куштомаке, его возвели в 1890 году. Сейчас Вознесенская церковь — единственный деревянный храм, сохранившийся у нас в районе с 19 века. В годы советской власти здесь работал клуб, а теперь вернулись к истокам — в храме снова встречают прихожан.
Это один из самых посещаемых храмов округа. Во время престольных праздников приезжает столько народа, что небольшая площадка возле церкви не вмещает машины. Едут отовсюду. Из ближайших деревень, из Елово, из соседних районов, из Чайковского. Службы проходят два раза в месяц и на все большие праздники. Служить приезжает отец Николай из Альняша.
С большой любовью и трепетом в сердце куштомаковцы поддерживают жизнь Вознесенской церкви. Помогают благотворители, особую помощь оказывает Алексей Георгиевич Бяков, уроженец Куштомака.
— Мы благодарны всем, кто нам помогает. За два года полностью поменяли всю электропроводку, — рассказывают местные жители, — поменяли все негодные стекла в рамах, убрали печку и сделали паровое отопление, укрепили фундамент. Появился новый купол.
130 лет храму, а всегда здесь тепло, даже в морозы. Кстати, точно такой же храм в свое время построили в соседнем Альняше, но там храм не сохранился, а в Куштомаке стоит.
Теперь, когда в церковь стало приходить больше людей, пошли пожертвования, в местной лавке приобретаются товары, появились и небольшие средства, на которые в Куштомаке планируют обновить внутренний вид церкви. Тут еще очень много работы.
Есть, что показать и рассказать
История Вознесенской церкви — это фактически история села в ней отраженная. Здесь можно найти старые церковные дореволюционные книги, старинные иконы. Бережно хранится история храма и записи обо всех священниках, служивших тут когда-то. Оказалось, что одна из куштомаковских активисток-ветеранов Вера Владимировна Захарова сама происходит из семьи церковных работников, все ее предки по материнской линии трудились при церкви. Сейчас Вера Захарова тоже управляется с делами в храме.
А еще до революции в Куштомаке существовало настоящее общество трезвости. Местные мужчины проводили разъяснительную работу среди населения, пропагандировали трезвый образ жизни. Об этом тоже есть архивные записи.
— Поэтому у нас есть, что показать и рассказать на экскурсии, — говорит Александра Хохлова, — вот посмотрите, например, еще у нас есть такие «поминальники», по которым можно историю семьи восстанавливать. Материалов много.
Сейчас в церковь приходит и молодежь, идут целыми семьями. Часть проходит обряд крещения, но уже и венчания проводили. Куштомаковцы стараются. На большие православные праздники храм, как игрушка сияет. В Рождество проводят тут настоящую елку для детей по старинным христианским обычаям с обязательными подарками. На Троицу устилают пол травой и украшают березовыми ветвями и цветами. Попутно еще и объясняют новичкам смысл обрядов.
— На Троицу молодой парень спросил, почему трава на полу, — мы объяснили смысл этого обряда и провели целую экскурсию по церкви, — рассказывают женщины.
Свечи для храма тут делают сами. Их изготовлением занимается Василий Хохлов, сын Александры Акиндиновны.
— Я решил попробовать, ведь что-то новое — это всегда интересно. Оказалось, в этом нет ничего сложного, — делится Василий, — остатки воска берем у наших пчеловодов, выписал формы для свечей и фитиль, ну и всё. Еще, чтобы легче было, использую мультиварку. Конечно, свечи потом освящаются.
Василий Хохлов так овладел мастерством изготовления свечей, что даже ездил проводить мастер-класс в Большую Усу.
Святой Александр Посохин
Один из самых ярких и вместе с тем трагических эпизодов истории, к которой причастен Куштомак, связан с Александром Посохиным. Изображение этого священника, причисленного в 2000 году к лику святых, вы тоже сможете увидеть в Вознесенской церкви. Александр Посохин был сыном куштомаковского священнослужителя и до 15 лет жил в Куштомаке. Потом выучился и стал служить в Храме села Красная Слудка, что в Добрянском районе. Там и застала его революция 1917 года. В декабре 1918-го отец Александр принял мученическую смерть от рук большевиков. Его вместе с сыном утопили в проруби. Только в 21 веке удалось связаться с его родственниками и узнать эту историю. Теперь ежегодно в декабре отмечается день памяти святого великомученика Александра Посохина и в церкви проводится поминальная служба.
С каждым годом прихожан храма становится все больше и больше. Даже бывшие жители Куштомака возвращаются и приезжают именно на службу в Вознесенскую церковь. «Если продолжит восстанавливаться церковь, то поток людей будет увеличиваться, — уверены жители Куштомака, — а кроме того, у нас сейчас будет асфальт в деревне, через два года обещают провести газ».
Накормить, напоить и спать уложить
Но можно и не ждать газа, уже сейчас местные жители готовы принять туристов, если те решат сюда приехать. Даже разместить здесь могут, в случае такого запроса. А уж накормить исконно русскими яствами — тем более! Хлеб пекут, пироги и шаньги с разными начинками, и всё это в русской печи. Нынче калины много в запасе, будут варить калиновый кисель. В меню также местный квас, мед, кулага и фирменное куштомаковское пиво собственного производства. Все рецепты уникальные, не из интернета взятые, а от предков доставшиеся и проверенные.
А еще запросто могут провести мастер-классы. Например, по валянию из овечьей шерсти и другим видам рукоделия.
— Можно у нас дома на лето арендовать. Да мы даже можем принять сельский туризм с животноводческим уклоном. Вдруг кому-то захочется испробовать на себе сельский труд? Грабли предоставим, косить есть где и чем. На животных посмотреть? У меня 40 голов мелкого рогатого скота, овцы и козы! Так что работы будет всем, — задорно улыбается Александра Акиндиновна Хохлова.
— Мы положительно относимся к идее развития туризма в нашем селе, — добавляют куштомаковские ветераны, — у нас же сейчас тут ничего нет. Остался единственный магазин да библиотека, где можно собраться и пообщаться. И это благодаря Акиндиновне. Если б она нас не тискала, сидели бы сиднем по домам.
— Мы правда поддерживаем идею развития туризма, — говорит Александра Хохлова. Администрация нам идет навстречу, помогли с текстом экскурсии. Мы уже проводили экскурсии по этому тексту. Пока провожу я, но будем готовить и специального экскурсовода — Марину Борисовну Мартюшеву.
— А вы, Александра Акиндиновна, готовы сами обучиться на экскурсовода?
— Да хоть бы что!
— Но ведь это для вас всех в Куштомаке лишняя забота. Этим нужно заниматься, чтобы хорошо туристов принимать, — пытаемся вывести куштомаковцев из равновесия, но не тут-то было.
— А чем нам еще заниматься-то?- парируют они.
— Да как это, вы только что все про огороды говорили, про скотину…
— Это так, но ведь хочется еще и для ума что-то! Чтобы развиваться во всех отношениях. Чтобы сохранять историю села, заявлять о себе. Может и правда, к нам тогда и люди потянутся. Поэтому мы за туризм. Приезжайте к нам, в Куштомак!
Есть идея!
В этом году Куштомак посетили специалисты ГБУ «Центр развития туризма» Пермского края. Еловский округ впервые принимал сотрудников центра, которые могут профессионально оценить туристические возможности территории.
Активисты территориального общественного самоуправления Куштомака обсудили со специалистами возможности привлечения туристов, в том числе, через возрождение старинных праздников, бытовавших именно на этой территории.
По итогам встречи жители Куштомака уже работают над идеей проведения в селе праздника святых Фрола и Лавра. Этот день традиционно отмечался 31 августа, в последний день лета. Фрол и Лавр считаются покровителями лошадей, так что, возможно, в Куштомаке придумают уникальный праздник, посвященный лошадям и возрождению старинных традиций.
Есть идея!
В этом году Куштомак посетили специалисты ГБУ «Центр развития туризма» Пермского края. Еловский округ впервые принимал сотрудников центра, которые могут профессионально оценить туристические возможности территории.
Активисты территориального общественного самоуправления Куштомака обсудили со специалистами возможности привлечения туристов, в том числе, через возрождение старинных праздников, бытовавших именно на этой территории.
По итогам встречи жители Куштомака уже работают над идеей проведения в селе праздника святых Фрола и Лавра. Этот день традиционно отмечался 31 августа, в последний день лета. Фрол и Лавр считаются покровителями лошадей, так что, возможно, в Куштомаке придумают уникальный праздник, посвященный лошадям и возрождению старинных традиций.