17 октября – День работников дорожного хозяйства
Универсальный тандем
— Да почти весь асфальт в Еловском районе был уложен с моим участием, — не без гордости говорит Александр Сальников о своей работе. Без малого 40 лет трудится он в местной дорожной отрасли. За это время довелось ему и на асфальтоукладчике поработать, и катком управлять, и чего уж говорить о дорожной комбинированной машине, так называемой КДМ-ке, на которой он и по сей день следит за состоянием дорог в качестве водителя ООО «ПрикАмьЕ».
Александр Михайлович родом из Елово. Окончив здесь профессиональное училище №76 и получив права водителя и тракториста, он сам того не зная, определил свой трудовой путь на три с лишним десятилетия. За «баранку» сел сразу после армии, в 1984 году устроившись водителем в ДПМК.
— Три года так отработал, а потом строго по дорогам: в сезон укладываем асфальт, а зимой технику дорожную готовим. И всё в комплексной асфальтной бригаде, — вспоминает дорожник.
До перестройки жизнь в дорожной отрасли кипела. Александр Михайлович вспоминает, как порой не хватало часов в сутках, чтобы успеть выполнить все поставленные перед дорожниками задачи. Строили дороги, асфальтировали подъезды к фермам, площадки на зернотоках и в арочных складах. И всё это практически до первого снега. Хотя и «белые мухи» в счёт не брались, если технология позволяла работать.
С перестройкой начались тяжёлые времена. Асфальтирование дорог плавно сошло на нет, и Александру Сальникову пришлось пересесть со строительной техники за руль комбинированной дорожной машины на базе КАМАЗа. Хоть времена были и непростыми, но содержать-то дороги всё равно надо. Так и по сей день, несмотря на смену вывесок и названий, дорожная служба продолжает своё дело: в летний сезон ремонты, а зимой очистка полотна от снега.
Дорожная машина не случайно зовётся комбинированной, она как конструктор может переоборудоваться под разные задачи. Поставили спереди отвал – может счищать с дороги снежные перемёты, установили пескоразбрасыватель – можно подсыпать полотно в гололедицу, сняли всю навеску – КАМАЗ готов возить гравий или ПГС.
Автомобиль под стать водителю, у них, можно сказать, универсальный тандем. Александр Михайлович тоже на все руки мастер – кроме КДМ водит он ещё и поливомоечную машину, в летний период она помогает содержать в чистоте полотно и дорожные ограждения. Понятно, что и ремонтирует свои подопечные КАМАЗы водитель тоже сам. А бывает, что при нехватке рабочих рук в сезон приходится спешиваться и подключаться, например, к покраске дорожных элементов вручную.
Работы, какой бы она ни была, дорожник со стажем не боится, на рабочие будни не сетует. Раз надо, значит, надо. А без такой выдержки здесь никак – только представьте, какое нужно самообладание, чтобы выезжать на очистку дорог в снегопад. А ведь зимняя непогодь про время суток не спрашивает, выпал снег хоть ночью – всё равно пора на работу. И на дороге всякие сюрпризы случаются, не всегда приятные. Кроме выдержки тут ещё и мастерство необходимо: водитель КДМ должен такую скорость выбрать, чтобы и снег максимально далеко отвалом откидывало, и качество очистки при этом не страдало. В тот же момент безопасность других участников дорожного движения тоже во внимании. А «соседи» по дороге не всегда себя правильно ведут: чистит КАМАЗ-КДМ середину дороги от снежной каши, а его с обеих сторон обгонять начинают, вот тут-то только на мастерство и выдержку водителя-дорожника вся надежда.
Александр Сальников отмечает: в настоящее время дороги стали лучше. Однако вместе с тем повысился и спрос с дорожников. Раньше на приведение дорог в порядок после снегопада давалось 5 часов, а сейчас три. При этом люди стали более нетерпеливыми и раздражительными. Раньше приезду спецтехники радовались и благодарили, а сейчас могут и матом высказаться – мол, почему так долго… Конечно, доводилось Александру Михайловичу и раньше критику в адрес всех дорожников слышать, в том числе и когда асфальт укладывали. Говорит, первое время в ответ сам вскипал, но с годами понял, что есть те, кто видит во всем только негатив, на них всё равно не угодишь. Поэтому главное – делать своё дело честно, на совесть, каким бы оно не было.
Сейчас дорожник-стажист готовит свою комбинированную машину к зимним условиям, позади сезон активного строительства. В этом году в Еловском округе ремонтировали гравийных дорог больше обычного. Теперь же их нужно поддерживать в хорошем состоянии и в зимнюю непогодь содержать проезжими. Снова на КДМ монтируется отвал, устанавливается пескоразбрасыватель. Небольшая межсезонная передышка.
А свободное от работы время Александр Сальников любит ходить на рыбалку: «Мы же возле Камы живём, как тут не рыбачить?! Вышел на речку, отдохнул, о своём подумал и с природой пообщался».