Наука сердца

Пермская  краевая организация ВОИ десятки лет ведет уроки по своему главному  «предмету» — о добром и этичном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья.

— А вы знаете, что слово «инвалид» нужно использовать очень осторожно? – спрашивает зампредседателя Пермской краевой организации ВОИ Элла Фуражкова. —  Уместно писать или говорить «человек с инвалидностью». «Инвалид» остался как юридический термин для обозначения статуса, при получении социальных льгот.

С момента своего создания (а в 2023 году этой некоммерческой  организации исполняется 35 лет) Пермское  краевое общество инвалидов ведет занятия по теме, для которой нет государственных программ, методик и учебников – толерантности по отношению к людям с особенностями здоровья.

— Слово «толерантность» хоть и общепринятый международный термин, но мне не очень нравится, — считает председатель ПКО ВОИ Надежда Романова. —   Оно буквально означает «терпимость», это слишком широко, речь не о том, чтобы едва терпеть кого-то. Давайте лучше активно не терпеть несоблюдения норм доступности или пренебрежения к людям с особенностями. Поэтому мы продолжаем называть нашу миссию «уроками доброты, милосердия, правилами этичного общения».

В обществе происходят одновременно два процесса – интеграция в социум людей  с инвалидностью, и очень медленное преодоление негативное отношение к ним. Еще не так давно родители могли забрать своего ребенка из класса или группы только потому, что там появился не такой ученик, как все. Скорей всего, они никогда не пересекались, не общались с  людьми с нестандартной ментальностью, с физическими нарушениями, поэтому им сложно и  страшно взаимодействовать. Мы боимся того, с чем не знакомы. Но если бы  знали, например, сколько безусловной любви в душе у человека с синдромом Дауна. «Солнечные» люди обнимают так, будто вы его ближайший любимый родственник…

— В какой-то момент мы поняли, что разовые уроки, занятия, лекции это полезно, но нужна системная работа, — рассказывает Романова. – И начинать нужно с детской аудитории, ведь сердца детей обмануть нельзя, они распахнуты к добру и участию. В 2014 году  мы реализовали  проект «Дети должны учиться вместе» на средства грантового конкурса для некоммерческих организаций администрации г. Перми «Город это мы».

Кроме уроков для школьников о том, что такое инклюзивное образование, команда проекта разместила социальную наружную рекламу в каждом районе города и провела детский конкурс рисунков на эту тему. Лучшие из них перенесли на забор в центре города по ул. Ленина. А чтобы общий рисунок получился креативным и гармоничным, пригласили известного  уличного художника Александра Жунёва. Он выстроил композицию  этого стрит-арта  и учил ребят творить красками из баллончиков.

— По-моему, украшает город именно социальное граффити, чем порой бессмысленная абстракция, —  размышляет Элла Юрьевна. – Этот забор как арт-объект снесли, очень жаль. Надеемся, что искру добра мы в этих ребятах зажгли.

В 2016 г. (также на средства конкурса администрации г. Перми «Город это мы») по проекту «Уроки доброты» Пермская краевая организация  ВОИ проводила уроки не только в школах, но и для малышей в детских садах. Из лучших рисунков издали серию  карманных календарей. Победителей конкурса вместе с родителями пригласили на церемонию вручения премии мэра г. Перми для людей с инвалидностью за личные и общественно значимые достижения «Преодоление». Главное в церемонии — это концертные номера с обязательным участием «особенных» артистов. Вряд ли дети забудут такой концерт – поток любви и радости там светит в тысячи раз мощней, чем прожекторы пермского цирка.

— В 2018 году мы решили, что для уроков по теме добра и милосердия нужны и другие «учителя» – своими штатными силами мы не охватим край, — поясняет Элла Фуражкова. — У нас в структуре 38 местных организаций, своей задачей мы считали подготовить для проведения  «уроков доброты» председателей и активистов в территориях края. Они выступают как представители НКО на волонтерских началах. В конце концов, кто лучше человека с инвалидностью может рассказать о своих проблемах?

Поэтому в ходе  проекта «Будущее начинается сегодня» (поддержан как победитель  краевого конкурса  гражданских и социальных проектов)  30 лидеров ВОИ учились методикам и приемам, как в аудиториях разного возраста и образования  просто и доходчиво  рассказать о принципах общения с людьми с инвалидностью, Если в вашей территории есть местная ВОИ – пожалуйста, приглашайте  провести такое занятие.

Элла Фуражкова и Надежда Романова  проводят уроки (в том числе и во время пандемии – в формате онлайн) для волонтеров и бойцов студенческих отрядов пермских вузов.  Им дают не только общее понимание, что такое инвалидность, как тактично и деликатно общаться, но и как помочь человеку с каким -либо видом инвалидности. В этой науке свои правила. Может быть, не так важно владеть языком жестов, но нужно знать правила  оказания помощи.

В этом году Пермская краевая  ВОИ совершает новый «круг» добра – реализует проект на эту же тему (поддержан конкурсом «Город это мы»).  По словам Надежды Романовой,  организация  переиздаст методическую  брошюру «Этика общения с  людьми с инвалидностью» в оригинальном дизайне с новыми иллюстрациями. Предыдущие выпуски были очень востребованы у  педагогов, работников культуры, сотрудников музеев и т.д. Кроме того, проведет среди городских школьников конкурс рисунков на тему «Город, доступный для всех», а  лучшие из них войдут в экспозицию выставки в арт-галерее Пермской краевой ВОИ «Перекрёстки». Она откроется в ноябре 2022 г. Вход на выставку – свободный. Приглашаем всех!

Марина   Вяткина

Принципы общения с людьми с инвалидностью

  • Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
  • Когда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку. Даже те, кому трудно двигать рукой, или те, кто пользуется протезом, могут ответить рукопожатием.
  • Если вы намерены помочь, сначала спросите, нужна ли помощь и ждите ответа; затем спросите, что и как делать;  только после этого действуйте. Не кидайтесь на помощь, если вас об этом еще не попросили!
  • Разговаривая с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.
  • Нельзя опираться на чью-то инвалидную коляску.
  • Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу.
  • Сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником.
  • Не поправляйте и не договаривайте за него.
  • Для человека, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и называйте себя.
  • Сопровождая слабовидящего, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой. Чаще всего достаточно поддержать незрячего под локоть и в среднем темпе двигаться к цели, предупреждая о препятствиях.
  • Предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или слегка похлопайте по плечу. Общаясь,  смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет.
  • Приглашая  людей с инвалидностью, предварительно убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Если существуют архитектурные препятствия, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
  • Не смущайтесь, если из-за недостатка опыта вы случайно допустили оплошность, не акцентируйте на ней внимание. Однако старайтесь не допускать повторения ситуации.

Некоммерческая организация «Пермская краевая организация Всероссийского общества инвалидов»,  г. Пермь, ул. Борчанинова, 9, pkovoi@narod.ru, тел. (342)244-85-75,  244-91-28, сайт pkovoi.ru.