«Правильная дорога». Сегодня наш выпуск посвящён особенностям дорожного движения в зимнее время

В зимний путь по белому снегу

На самые частые вопросы отвечает заместитель начальника ГИБДД МО МВД России «Осинский» Андрей Цигвинцев.

— Очистка дорог от снега в зимнее время всегда является наболевшим вопросом, но усугубляют ситуацию жители, которые снег от своих домов выталкивают на дорогу. Есть ли какое-то наказание за такое поведение?

— Такая проблема действительно существует. Жители частных домов отгребают снег от своих дворов и прилегающих территорий на край проезжей части, образуя снежные завалы, не думая о том, что затрудняют видимость пешеходам и водителям транспортных средств. Некоторые граждане позволяют себе чистить снег, складируя его на проезжей части.

Тут нужно отметить, что домовладельцы, грубо нарушающие правила, а именно осуществляющие выброс снежных куч на проезжую часть, создавая тем самым, опасность для движения транспортных средств, несут административную ответственность по статье 12.33 КоАП РФ «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, либо технических средств организации дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия».

Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Также предусмотрена ответственность для должностных и юридических лиц.

— Предусмотрена ли какая-либо ответственность за езду зимой на летней резине?

— Отмечу, что с 1 декабря 2023 года движение зимой на летних шинах будет наказываться штрафом. Очевидно, что по снегу и льду очень опасно ездить на летних покрышках, однако ранее наказания за это не существовало. И вот 2 июня 2023 года было опубликовано постановление правительства от 27.05.2023 № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств…»

В положениях по допуску перечислены неисправности, при которых нельзя эксплуатировать автомобиль. В списке 2023 года появился новый пункт 5.2, который гласит, что нельзя ездить, если «на транспортном средстве категорий M1 (легковые автомобили) и N1 (небольшие грузовики полной массой до 3,5 тонны) не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль)».

За нарушение предусмотрено наказание по ст. 12.5 КоАП  — предупреждение или штраф 500 рублей. Кроме того, одновременно со штрафом может быть выписано и предписание на устранение нарушения, в котором указывается срок выполнения, например, 10 дней.

И если через эти 10 дней водителя вновь остановят за езду на летних шинах зимой, то его привлекут уже по гораздо более серьезной статье 19.3 КоАП — «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». И тут наказание гораздо серьезнее: штраф 2000–4000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы.

Кстати

Статистикой дорожно-транспортных происшествий за осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) зафиксировано 22 ДТП. Этот показатель больше аналогичного периода предыдущего года на 3 происшествия.

Самыми частыми ДТП стали съезды автомобилей с дороги, что показывает неготовность некоторых водителей поменять летние привычки вождения на зимние.

Ещё один частый вид происшествий – наезд задним ходом на стоящее транспортное средство. Тут остаётся в очередной раз обратиться к водителям с просьбой быть внимательными за рулём.

— А за езду на зимней резине летом будут наказывать?

— Постановление № 837 предусматривает также запрет на движение на зимних шинах летом (в период с 1 июня по 31 августа). Причем запрет в данном случае касается только шипованных шин. А вот на так называемых фрикционных покрышках, которые водители часто называют «липучками», можно ездить круглый год.

Движение на автомобиле с шипованными шинами в летнее время также будет чревато предупреждением или штрафом 500 рублей.

Стоит отметить, что запрещается движение на машине, если зимние шины имеют остаточную глубину протектора менее 4 мм, есть расслоения в шине, отсутствует хотя бы один болт или гайка крепления диска, на одну ось установлены шины разной конструкции или с разным рисунком протектора и пр. То есть устанавливать на автомобиль только две зимние шины (например, на заднюю ось) запрещается.

— Обязательно ли наклеивать знак «Ш» при езде на шипованной резине?

— В 2017 году были внесены изменения в ПДД. В том числе они предусматривали, что водители, которые используют зимние шипованные шины, должны наклеивать на заднее стекло знак «Ш». И был даже предусмотрен штраф для нарушителей — 500 рублей. Однако уже в 2018 году знак «Ш» стал необязательным, и за его отсутствие уже никто не штрафует.

— Нельзя не спросить о таком зимнем виде транспорта как снегоход. Какие документы нужны, чтобы ездить на нём законно?

— Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, помните: права на снегоход необходимы. Речь идет об удостоверении тракториста-машиниста (УТМ) подкатегории А1 (не путать с мотоциклетной А1). Документ дает право управлять мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по автодорогам общего пользования либо имеющими максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее. Поэтому права требуются для управления любым, даже самым маломощным мини-снегоходом.

Важно отметить — обычное водительское удостоверение с любыми открытыми категориями не заменяет УТМ! Права на снегоход можно получить с 16 лет.

Если говорить, о санкциях, то КоАП не выделяет снегоходы в отдельную категорию. За езду без прав грозит штраф 500 рублей, если водитель не взял с собой права или штраф от 5000 до 15 000 рублей, если водитель не получал УТМ. За управление снегоходом лицом, ранее лишённым прав, предусмотрен штраф 30 000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы.

За нетрезвое вождение на снегоходе можно лишиться прав по такому же принципу, как и в случае пьяной езды на автомобиле — не забывайте об этом! За такое нарушение грозит штраф 30 000 руб., а также лишение прав на срок от полутора до двух лет.

— И ещё о передвижении на так называемых «мотособаках». Какие документы нужны для управления?

— Пока вы не выезжаете на дорогу общего пользования – документы не нужны, а вот только выехали – вы участник дорожного движения со всеми вытекающими последствиями.

Есть судебная практика, когда суд признал мотобуксировщик транспортным средством. Рассматривался случай, когда мужчина, управляя мотобуксировщиком и находясь в состоянии алкогольного опьянения, выехал на дорогу общего пользования, был остановлен нарядом ГИБДД. В итоге мужчина получил штраф и был лишен права управления транспортными средствами.

Иначе говоря, когда техника, имеющая признаки транспортного средства, эксплуатируется на дорогах общего пользования, к ней могут быть предъявлены требования, как к транспортному средству. При этом отсутствие регистрационного номера и допуска к управлению не препятствует распространению на действия водителя Правил дорожного движения — в этом случае он становится участником дорожного движения.

— Наш читатель рассказал о ситуации, когда в Елово на перекрёстке в него едва не въехал встречный автомобиль, совершавший поворот налево. Водитель, видимо, решил срезать угол, но не рассчитал траекторию. Пожалуйста, прокомментируйте ситуацию.

— К сожалению, бывает, что водители непроизвольно или при желании быстрее «проскочить» перекрёсток нарушают ПДД, совершая поворот налево по наименьшей траектории, то есть фактически через полосу встречного движения.

Напоминаю, что правила совершения поворота устанавливает пункт 8.6 ПДД РФ: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения».

Нарушение этого требования ПДД влечёт привлечение водителя к административной ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, которая предусматривает санкции в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Если вы стали свидетелем такого правонарушения и у вас есть запись с видеорегистратора, подтверждающая данный факт, вы можете обратиться в ГИБДД, для привлечения нарушителя к ответственности.

 

 

«ШАГАЮЩИЙ АВТОБУС» ПРОШЁЛСЯ ПО ЕЛОВО

В конце ноября, когда установился снежный покров, прошла акция для первоклассников, организованная сотрудниками ГИБДД совместно с педагогами Еловской средней школы и школы-сада №3. Цель акции — формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге и повышение безопасного участия в дорожном движении.

Перед акцией старший инспектор ДПС Лазарев Е.Ю. познакомил ребят с устройством патрульного автомобиля, а кто-то даже смог примерить бронежилет и каску. После этого старший госинспектор БДД Лобова И.О. провела краткий инструктаж с ребятами, напомнив им о том, что следование по безопасному маршруту не только может сэкономить их время, но и, конечно же, обезопасит их жизнь от несчастных случаев на дороге.

Во время остановок «шагающего автобуса» инспектор рассказала первоклассникам об опасностях, которые могут их подстерегать на дорогах. Дети познакомились с дорожными знаками и их значением. Главными объектами «Безопасного маршрута» стали пешеходные переходы, вблизи которых ребятам разъяснили правила перехода проезжей части.

— В свою очередь родителям напоминаем о безопасном обустройстве ледяных и снежных горок, с которых катаются дети. К сожалению, каждый год в населённых пунктах Еловского округа выявляются горки со съездом на проезжую часть дороги.

Катаясь вблизи дороги, дети могут стать участниками дорожно-транспортных происшествий. Ребенок в азарте игры может не заметить приближающийся автомобиль, водитель которого, даже если и успеет среагировать на опасную ситуацию, вряд ли сумеет мгновенно остановить автомашину в условиях скользкой дороги.

Уважаемые родители объясните своим детям, к чему может привести катание на горках вблизи проезжей части! – напоминает старший госинспектор БДД Ирина Лобова.

 

Главное – не торопиться


Мы обратились за советами по подготовке к зимнему вождению к человеку, для которого езда на автомобиле является профессией. О том, как настроиться к поездке за рулём и как подготовить свой автомобиль к холодному и снежному сезону, из своего личного опыта рассказал Александр Пепеляев.

Его водительский стаж почти 30 лет, за это время он водил самые разные автомобили: от легковых и грузовых до автобуса. Кроме того, работал инструктором в школе вождения, а  сейчас является водителем скорой помощи.

— Александр Викторович, начнём с подготовки автомобиля. Что нужно сделать, чтоб быть уверенным в своём «железном коне» на зимней дороге?

— На данный момент в автомобилях много «помогалок» в виде АБС (антиблокировочная система тормозов – прим. ред), системы курсовой стабилизации, помощника трогания с места на подъёме. Но все они не снимают ответственности за безопасное вождение с водителя. Поэтому к подготовке к зиме надо подойти серьёзно.

Основное – поменять резину с летней на зимнюю. Сейчас большой выбор разных шин – шипованные или «липучки». Это когда я только начинал ездить, в 90-е годы, у нас была одна резина на зиму и на лето, ездили на всесезонной. А теперь есть выбор. Я вот всегда ставлю шипованную резину, на «липучке» не ездил, тут ничего сказать не могу. Но по отзывам знакомых, липучка в некоторых случаях даже лучше. Шипы помогают только на гололёде, в снежной каше они бессмысленны. Пусть каждый для себя выбирает сам, но поменять резину с летней на зимнюю нужно обязательно.

Ещё рекомендуется поменять масло в двигателе на масло с меньшей вязкостью. Это облегчит пуск двигателя в морозы.

Не лишним будет проверить систему охлаждения и отопления салона. Бывает, что после утечки люди доливают в систему воды или охлаждающей жидкости, которая была под рукой. Поэтому перед зимой лучше это всё слить, систему промыть и залить один качественный состав.

Обязательно нужно проверить и отрегулировать тормозную систему. Зимой скользко, все колеса могут тормозить по-разному, поэтому машину может заносить.

Не забываем поменять воду в омывателе лобового стекла на незамерзающую жидкость. Конечно, надо проверить аккумуляторную батарею. Лучше всего её снять, обслужить, проверить плотность и зарядить хорошим зарядным устройством.

— Что взять с собой в автомобиль перед выездом на зимнюю дорогу?

— Лопатка небольшая всегда с собой должна быть. Провода стартовые, чтобы «прикуриться», если аккумулятор сел. Фонарик, спички, щётка-скребок. Запас бензина лучше с собой возить – мало ли что.

Раньше ещё с собой возили цепи противоскольжения и другие прочие приспособления на колёса, чтоб не буксовать. Хотя, конечно, сейчас после снегопада день-два, и дороги чистые. Но ситуации бывают разные, где-то можно выехать с помощью раскачки автомобиля, включая передний и задний ход, где-то достаточно поработать лопаткой. А вот если машина висит «на брюхе», то уже однозначно без посторонней техники не обойтись, тут понадобится трос.

— Какие привычки в вождении нужно поменять с летних на зимние?

— Главное – соблюдать дистанцию. Тормозной путь на гололёде увеличивается, пусть расстояние до попутного автомобиля будет больше. Не надо торопиться. Важно не делать резких маневров. Не надо полностью полагаться при торможении на АБС, она может быть коварной. Иногда тормозной путь получается длиннее, чем если бы водитель сам регулировал усилие на педали. Поэтому лучше тормозить короткими нажатиями на педаль тормоза.

Ещё раз повторю – на зимней дороге не надо торопиться. Но не надо забывать про культуру вождения. Для себя заметил такую ситуацию: едешь по ул. Комсомольской, как вдруг машина с перекрестка выезжает прямо перед тобой и потом начинает медленно ехать. Водитель вполне мог обождать буквально 5 секунд, чтобы спокойно выехать и продолжить движение в своём темпе. И в последнее время такое явление встречается всё чаще. Может, ранее были люди более учтивы…

— В продолжение темы культуры вождения. Сейчас, работая на скорой, какое отношение Вы видите у водителей к спецтранспорту?

— У меня опыт езды со спецсигналами небольшой — в Чайковский и Осу.  Но могу сказать, что различия есть. В Осе люди с пониманием относятся, только увидели — сразу уступают, принимают в сторону. Чайковский – противоположный город. Ехал с мигалками — не пропускают, не сдвигается никто, приходилось включать звуковой сигнал. Один водитель так и не уступил.

— Возвращаясь к привычкам вождения. Они зависят от автомобиля?

— Конечно! Для каждого привода – свои нюансы.  Есть такая смешная картинка в интернете, где расписаны действия в случае заноса: на заднеприводном автомобиле – сбрось газ, на переднеприводном – добавь газ, на полноприводном – крестись. Смех смехом, но ко всему нужна привычка. На картинке в целом советы правильные по переднему и заднему приводу. Полноприводный автомобиль, безусловно, устойчивее на зимней дороге, но тут важно не испытывать излишнюю самоуверенность. Если такую машину понесло в занос, то это сложно предотвратить.

И конечно, всегда нужно смотреть по ситуации: если видишь на дороге снежные колеи – лучше сбавь скорость. Пусть опоздаешь на несколько минут, но зато точно доедешь живой и здоровый.

— Из опыта работы автоинструктором, что можно посоветовать начинающим автолюбителям?

—  Главное находиться в диалоге со своим инструктором. У новичков главноая проблема – это стресс. Первый раз за руль сел – стресс, немного покатался по селу – подуспокоился. Потом выезд в город – опять стресс, там светофоры, поток большой, могут ещё и в спину посигналить. Все через это проходят, всё придёт с опытом, поэтому не надо излишне волноваться и всегда слушать то, что говорит инструктор, не бояться просить совета.

 

Антифриз, «омывайка» и масло

О том, какие товары пользуются особым спросом у водителей в зимний сезон, нам рассказала предприниматель Екатерина Еловикова. Её магазин автозапчастей на ул. Комсомольской уже более 20 лет снабжает автомобилистов нужными деталями и аксессуарами.

— Спросом пользуется моторное масло. Как выяснилось за годы моей работы в «Автозапчастях» непосредственно продавцом (а это ни много ни мало уже более 13 лет), водители и сами не знают какое бы им залить: синтетическое или полусинтетическое, с вязкостью 5w40, 5w30 или 10w40… Поэтому долго выясняем, какое было залито ранее, и что хочет водитель.

Так же водители берут многофункциональные смазки типа WD-40, у которого есть отличный аналог отечественного производства «Валера». «Ты отдыхаешь, а Валера работает», — так один покупатель всегда шутит. Силиконовая смазка в межсезонье очень нужна, особенно после мойки, чтобы резиновые уплотнители дверей не примерзали.

На зимний период большинство водителей приобретают зимние щетки стеклоочистителя. Они в чехле идут, поэтому предотвращают замерзание самих лент. Но если у вас стоят обычные щетки — не стоит прямо сейчас бежать и менять их, можно спокойно ездить на обычных, главное — чтобы лента была целая и очищала хорошо! Цена зимних щеток варьируется в диапазоне 439-550 рублей за штуку (это у меня в магазине). А обычные щетки — 110-189 рублей за штуку.

Конечно, спрос на «незамерзайку». Более 5 лет приобретаю её у одного и того же поставщика, поэтому в качестве уверена на все 100%, да и в своих автомобилях пользуемся той же, что и продаю. В этом году ценник поднялся, но не существенно, на 25-30 рублей.

Водителю перед покупкой открываю бутыль для проверки, чтобы потом не говорил, что «вонючая».

Также спросом пользуются охлаждающие жидкости: тосол и антифриз. Выбор есть по цене и по производителю. По качеству каждый сам для себя выбирает. Благо есть сейчас «Окей, Гугл»… и можно почитать отзывы по любому производителю.

Следите и ухаживайте за своим авто и он отплатит вам безотказной работой.

 

Есть мнение

Светлана Трубина, начинающий водитель:

— Я получила водительское удостоверение не так давно, в апреле 2023 года. Проходила уроки вождения зимой, скажу честно, было трудно. Но со временем привыкаешь к зимней езде. Главное, вовремя переобуть автомобиль, соблюдать скоростной режим, дистанцию и правила дорожного движения, быть на дороге очень аккуратной, внимательной и не паниковать. Для себя сразу решила, на сложных участках дороги лучше ехать на пониженной передаче. Не нужно бояться. Ну и, конечно, чем больше практики, тем лучше результат.