Выкапывание хвойных и лиственных пород деревьев с комом верхнего плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения запрещено законодательством РФ

В Управление  Россельхознадзора по Пермскому краю с наступлением осенне-зимнего периода начинает поступать информация от правоохранительных органов, органов местного самоуправления  об участившихся случаях выкапывания хвойных пород деревьев с комом верхнего плодородного слоя почвы на корневой системе на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства. Плодородный слой почвы  вывозится с деревьями, на рельефе местности остаются углубления, начинается скапливание воды, эрозионные процессы, снижается плодородие земель и т.д.

Нередко правообладатели  земельных участков  не знают  и не представляют, каким путем возможно провести мероприятия по удалению древесно-кустарниковой растительности в соответствии с законодательством РФ и избежать негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций за незаконную рубку или выкапывание деревьев.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 рубка деревьев не считается незаконной, если она производится на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений). Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за незаконную рубку деревьев и кустарников на землях сельскохозяйственного назначения, относящихся к защитным лесным насаждениям и лесам, расположенным на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст.8 Федерального закона «О мелиорации земель» от 10.09.1996 № 4-ФЗ мероприятия по очистке земель от древесной растительности предусмотрены по проведению культуртехнической мелиорации включающей в себя в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление; пескование; глинование; землевание; плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.

В соответствии с  ГОСТ 17.5.1.01-83: «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» плодородный слой почвы это  верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами. Согласно  требований ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий.

В случае причинения вреда почве, в виде порчи плодородного слоя почвы при проведении работ по выкорчевке лесных насаждений с комом почвы и их  транспортировке  с комом почвы за пределы земельного участка, наступает вред окружающей среде путем уничтожения плодородного слоя почвы, выражающийся в нарушении нормальной жизнедеятельности растений, что является нарушением, как земельного законодательства, так и закона «Об охране окружающей среды».

За порчу земель, т.е. за уничтожение плодородного слоя почвы  предусмотрена не только административная ответственность в виде штрафа, но и возмещение вреда, причиненного земле как природному объекту.

При уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порче земель  административная ответственность  предусмотрена ч.2 ст. 8.6. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти  тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток;

Статьей 77 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что граждане и юридические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить причиненный вред в полном объеме и с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Материальный ущерб исчисляется с учетом всех вынужденных расходов по восстановлению плодородных качеств земли, а также доходов, которые были бы получены землепользователем до приведения этих земель в состояние, пригодное для использования по назначению.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, собственник, арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка категории — земли сельскохозяйственного назначения, не относящихся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, имеет право провести  мероприятия по расчистке земельного участка от деревьев и кустарников, для  вовлечения земель сельскохозяйственного назначения  в оборот  при этом   соблюдая требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил,   не допуская загрязнения, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий в соответствии с утвержденными проектами культур технической мелиорации и рекультивации нарушенных земель с сохранением достигнутого уровня плодородия.

Выкапывание деревьев с корневой системой с комом верхнего плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено законодательством РФ. За нарушение законодательства лица, допустившие нарушения в виде произрастания хвойных и лиственных пород деревьев на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования — для сельскохозяйственного производства, а также лица допустившие выкапывание хвойных пород деревьев с комом почвы  привлекаются  к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, ч.1,ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. Административные штрафы предусмотренные по вышеуказанным статьям  КоАП РФ составляют  в размере  от 20 до 800 тыс.рублей.

Начальник  отдела                                                                             О.В. Шумиловских

Руководитель Управления                                                              А.М. Козюков