Возможность проявить себя и свои инициативы
Валерий Сухих провел Парламентский урок для школьников Пермского края
Участниками Парламентского урока стали школьники, студенты и педагоги из Еловского, Бардымского, Осинского и Чайковского округов. Они разработали проекты, которые планируют представить на конкурс инициативного бюджетирования.
9 ноября на площадке Чайковского техникума промышленных технологий и управления прошел Парламентский урок для школьников и студентов из четырех территорий Пермского края. Его провел председатель Законодательного Собрания Пермского края Валерий Сухих. Тема урока была посвящена механизмам инициативного бюджетирования и возможностям участия в конкурсе для школьников и молодежи.
Как отметил спикер краевого парламента, депутат по округу № 23 Валерий Сухих, Парламентские уроки – это не просто встречи со школьниками, это рабочая площадка, где участники могут предложить свои идеи для развития территорий. «За историю проекта удалось воплотить в жизнь не одну идею, озвученную школьниками во время Парламентского урока. В Осе в рамках национального проекта идет благоустройство Ярмарочной площади. А школьники из Бардымского и Чайковского округов совместно с муниципальными молодежными парламентами провели несколько значимых акций и мероприятий. Именно на Парламентском уроке родилась идея проекта «Путешествие по Пермскому краю», который успешно реализуется с 2017 года», – подчеркнул Валерий Сухих.
На этот раз на уроке участники узнали о механизмах инициативного бюджетирования и региональном проекте «Дети решают». С информацией выступили заместитель министра территориального развития Пермского края Иван Корякин и начальник управления общего, дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края Лариса Калинчикова. По итогам работы старшеклассники представили проекты, которые в дальнейшем планируют доработать и заявить на конкурсы инициативного бюджетирования.
— Перед началом урока, для создания более дружественной атмосферы, нам дали возможность представить себя с помощью визиток. У нас это был краткий рассказ про наше родное Елово, в котором мы говорили о его истории, а так же сделали акцент на нескольких важных культурных моментах. И когда началась работа по теме урока, наше творческое представление дало нам импульс в подготовке проекта, — рассказывает ученик Еловской школы Максим Стариков. – Особенность инициативного бюджетирования — проекты можно вносить гражданам самостоятельно, главное — придерживаться определённых критериев, так как эти проекты в дальнейшем будут принимать участие в конкурсе. И когда мы перешли от теории к практике, нашей задачей стало сделать проект, который сможет набрать максимальное количество баллов в конкурсном отборе.
После кропотливой подготовки участники Парламентского урока презентовали свои инициативные проекты.
Так, ученики Бардымского округа предложили создать мобильное приложение с экскурсионными маршрутами по туристическим местам своей территории. Ребята из Осинского округа разработали проект по созданию постамента в память об участниках специальной военной операции. Школьники и студенты из Чайковского округа подготовили несколько проектов: сообщество учеников, помогающих с изучением предметов, приют для бездомных животных и школу операторов беспилотных летательных аппаратов.
Старшеклассники из Елово предложили благоустроить одно из исторических мест округа – Фаворскую гору. По итогам урока этот проект стал лучшим по степени проработки.
— Нам предложили варианты тем проекта, и мы общим решением выбрали тему исторического наследия. Долго решали, какой объект выбрать, и остановились на фаворском кресте. Потом началась проработка проекта, мы представили нашу идею другим ребятам из других округов, и в то же время сами познакомились с их задумками. На заключительном этапе мы подготовили презентацию своей инициативы, которую и представили на суд жюри, — делится своими впечатлениями от Парламентского урока учащийся Еловской школы Матвей Горшков. — У других округов тоже были хорошие идеи, больше всего мне понравился проект по постройке приюта для животных. Я считаю, такие уроки обязательно должны проводиться, они дают возможность нам показать свои идеи, рассказать о своих интересах и предпочтениях.
Поддерживали и переживали за ребят-участников Парламентского урока представители администраций и председатели дум четырех округов: глава Еловского муниципального округа Антон Чечкин, глава Чайковского городского округа Юрий Востриков, заместитель главы Бардымского муниципального округа по социальному развитию Татьяна Балтаева, заместитель главы Осинского городского округа по социальной политике Алексей Садилов и председатель Думы Бардымского муниципального округа Ильгизар Вахитов.
— Парламентский урок способствует выявлению активной молодежи и формированию у них навыков работы по проектам. И это не просто теория, а работа на достижение конкретных результатов, конкретных благ для окружающих, то есть первая ступень формирования инициативной молодежи и управленческих кадров, — говорит глава Еловского округа Антон Чечкин. — В ходе Парламентского урока ребята учатся разбираться в полномочиях органов местного самоуправления, понимая, что можно финансировать за счёт бюджетных средств, а что нельзя. Приятно, что на данном этапе наша команда показала себя лучше других именно в плане готовности проекта для подачи на конкурс. В качестве рекомендации на будущее нашим ребятам хочу посоветовать ещё больше поработать над умением правильно выстраивать свои выступления и формулировать мысли. Это очень помогает на защите проектов в экспертных комиссиях.
Валерий Сухих: «Это самая масштабная география участников»
Завершился прием заявок на ежегодный региональный конкурс Законодательного Собрания «Будущие законодатели Пермского края». Как отмечают организаторы, конкурс стал самым масштабным. В этом году поступило рекордное количество работ – почти 2000 заявок от педагогов и школьников из каждой территории региона.
Напомним, конкурс «Будущие законодатели» Пермского края ежегодно проводит краевой парламент для школьников и педагогов образовательных учреждений Прикамья. Впервые он прошел в 2007 году. За эти годы участниками стали почти 30 тысяч педагогов и школьников из всех территорий региона. Конкурс проводится в рамках просветительского проекта «Парламентский урок».
В 2023 году в конкурсе приняли участие образовательные учреждения из всех 43 территорий региона. Больше всего заявок поступило от учеников и педагогов из Перми, Бардымского, Верещагинского, Губахинского, Еловского, Кунгурского, Лысьвенского, Соликамского, Уинского и Пермского округов.
Самой многочисленной номинацией стал конкурс рисунков – 1116 работ, 530 заявок поступило в номинации «Фотография», 105 работ – в номинации «Социальный проект», 115 работ – в номинации «Видеофильм», 84 методические разработки парламентского урока представили педагоги. Это рекордное количество конкурсных работ за время проведения регионального конкурса.
Как отметил спикер краевого парламента, депутат по избирательному округу №23 Валерий Сухих, заявочная кампания этого года претендует на самую масштабную географию участников. «Мы всегда стремились охватить как можно больше участников, потому что в каждом уголке Пермского края есть свои таланты. Наша задача – дать ребятам возможность заявить о себе, своей малой Родине, представить идеи для развития своей территории. За многолетнюю историю конкурса школьники реализовали десятки социальных проектов, а наши педагоги внесли огромный вклад в развитие парламентских уроков и краеведения», – подчеркнул парламентарий.
В ноябре будет определен шорт-лист победителей конкурса. Точное распределение мест будет объявлено на церемонии награждения, которая пройдет 7 декабря.
Все победители конкурса получат дипломы и подарки. Победа в конкурсе учитывается при отборе кандидатов на получение знака отличия «Гордость Пермского края». Все участники конкурса получат электронные сертификаты участия.
Участники еловской команды делятся впечатлениями
Александр Михайлович Ипатов, педагог Еловской школы, наставник команды
— Еловский округ одна из 4 территорий, которая входит в избирательный округ №.23. Депутат округа Сухих Валерий Александрович — спикер Законодательного Cобрания Пермского края. Нам в этом очень повезло, так как он всегда лично участвует в организации и проведении этого мероприятия для Бардымского, Еловского, Осинского, Чайковских округов. Цель уроков — познакомить подрастающее поколение с деятельностью законодательной ветвью власти Пермского края — Законодательным Cобранием, деятельностью местных органов самоуправления, создать условия для проявления юношами и девушками лидерских качеств. Валерий Александрович всегда настроен на то, чтобы ежегодное мероприятие стало праздником юности, молодого задора и проявления талантов. В этом помогает Валерию Александровичу работники аппарата Законодательного Cобрания.
Участвую в Парламентских уроках с 2007 года. В 2009 году мой ученик Алексей Шачков занял второе место в крае в конкурсе юных законодателей, представив проект закона. Каждый год Парламентский урок проходит по-новому. Появилось больше состязательности, творчества, молодёжной инициативы.
Отмечу, что в Еловской школе Парламентские уроки проводятся также ежегодно, и старшеклассники участвуют на краевом уровне. В этом году по теме урока рассматривались разные варианты проектов.
На встрече с главой округа окончательно определились. Антон Алексеевич Чечкин приходил в школу, чтобы дать напутствие команде, так как ребята представляют не только школу, но и весь округ в целом. В ходе беседы глава назвал проблемы округа, которые могли бы быть включены в инициативное бюджетирование, в том числе была озвучена проблема с состоянием духовного, исторического наследия Фаорской горы. Команде понравилась идея инициативного бюджетирования по восстановлению святыни до уровня объекта наследия и туризма. Это был бы грандиозный, объединяющий проект для всего округа. Ребята, на уровне своих юных сердец это поняли, выбрав проблему для защиты проекта. Началась работа по поиску исторической информации, подготовке визитки команды, дорожной карты проекта. Очень помогла нам заместитель главы администрации Еловского округа Татьяна Петровна Софронова с информацией по Фаору, историей поклонного креста и филиала Белогорского монастыря Фаворской обители.
Самым сложным было сделать дорожную карту проекта с обоснованием по этапам. Педагог Людмила Викторовна Паршакова помогала готовить историческую часть, я дорожную карту и визитку команды. Из опыта участия в предыдущих уроках сложилась технология подготовки команды, что и было воплощено в отличном выступлении ребят.
Команда победителей: Стариков Максим — капитан, Пермякова Кристина, Горшков Матвей, Русинов Кирилл, Каблинова Карина, Шипунова Дарья, Юкова Анастасия.
Жаль, что наша делегация оказалась малочисленной. Высокий уровень мероприятия, дух соперничества впитывается ребятами, и они, видя, что делают их сверстники, берут в пример.
Главное на сегодня – первая ступень развития проекта преодолена. Работа в тесном сотрудничестве с главой, администрацией округа и учебным учреждением приносит для еловского общества социально-значимые результаты. В дипломах и наградах команды есть невидимый вклад многих людей, которые готовили нашу поездку. От команды и руководителей благодарим всех за помощь! Команда готова принять участие в дальнейшем развитии проекта.
Кристина Пермякова, учащаяся Еловской школы
— Я принимаю участие в уроке уже второй раз, и я убеждена, что он необходим для молодого поколения. Парламентский урок — способ реализовать свои желания, идеи, направленные на улучшение уровня жизни своего муниципалитета. Я считаю, что это мероприятие подвигнет многих молодых людей к улучшению условий жизни.
Тема урока была посвящена механизмам инициативного бюджетирования и возможностям участия в этом конкурсе школьников и молодежи. В ходе встречи мы узнали ещё и о региональном проекте «Дети решают». Благодаря этим инструментам каждый желающий может разработать свой проект, который изменит нашу жизнь в лучшую сторону.
У нас с ребятами было много идей для проекта, но мы выслушали каждую и поняли, что самой полезной по отношению к развитию нашего села является создание точки туристического притяжения, имеющей большое духовное и культурно-историческое значение. Речь о восстановлении поклонного креста на горе Фавор Еловского округа.
Сначала мы представляли идеи своих проектов перед сверстниками в формате «Мирового кафе», совместно дорабатывали и оформляли проект. Затем каждая территория защищала готовый проект перед экспертами. В итоге наш проект выбрали лучшим по степени проработки.
Говоря о проектах ребят из соседних округов, могу сказать, что они тоже получились отличными и оригинальными. Мне понравилась идея ребят из Бардымского округа — создание мобильного приложения с туристическими маршрутами по своим достопримечательностям.
В целом же считаю, что Парламентские уроки с участием представителей власти — это отличный способ донести информацию о способах улучшения жизни в муниципалитете молодому поколению. Мы, в свою очередь, впитываем в себя эту информацию и на один день пробуем себя в роли законодателей, поэтому можно сказать, что этот урок — некая профориентация.
Кирилл Русинов, учащийся Еловской школы
— Мне очень понравился Парламентский урок, так как я считаю, что его тема оказалась полезной.
Мы довольно долго выбирали тему, но все же пришли к общему мнению. Думаю, что наша идея была самой актуальной и оригинальной, так как большинство проектов делегаций из других округов уже так или иначе ранее рассматривались.
Уверен, что идея Парламентских уроков очень нужна молодежи, чтобы развивалось умение работать в команде и доносить свои идеи до окружающих.
Максим Стариков, учащийся Еловской школы, капитан команды
— Название нашего проекта – «Фавор, взгляд в небеса». Почему был выбран именно этот объект? Фаворская гора — уникальное место, которое имеет большое культурное и историческое значение.
Работа над проектом велась достаточно плодотворно. Мы занимались его информационным наполнением и подготавливали защиту.
В итоге мы выявили, что Фаворский крест — достаточно известное место, которое посещают много людей, но в настоящее время оно находится в обветшалом состоянии. Необходимо реконструировать уже имеющиеся крест, а также лестницу, ведущую к нему. Ещё нужно построить купель, место для остановки туристов (удобные подъездные пути и парковка), а также смотровую площадку. Для этого нужны не только финансовые ресурсы, но и человеческие — волонтёры и работники сферы культуры, а также необходимо постоянное информационное сопровождение проекта. Итогом станет полноценная точка притяжения туристов.
Идея парламентских уроков мне кажется довольно перспективной и полезной для обеих сторон. Для представителей властей эти уроки являются чем-то наподобие обратной связи с представителями молодого поколения. Сами же школьники и студенты получают необыкновенный опыт работы. Это помогает выявить такие качества как лидерство, ответственность, работоспособность, внимательность и многое другое. Но самое важное для меня это общение. Мы много разговаривали, обменивались идеями, придумывали и обсуждали планы, пытались решить проблемы.
Дарья Шипунова, учащаяся Еловской школы
— На парламентском уроке я побывала в первый раз, но уже снова хочется съездить вновь. Столько незабываемых эмоций оставило это мероприятие.
С темой нашего проекта нам очень помог глава Еловского округа Антон Алексеевич Чечкин. Вместе с ним мы обсудили, как же помочь нашему селу. В итоге остановились на Фаворской горе.
С этим проектом наша команда защитилась на Парламентском уроке и стала победителем! Теперь мы будем работать над тем, чтобы пройти на краевой уровень.
Очень интересно было послушать ребят из Барды, Осы и Чайковского. Больше всего мне понравился проект Барды про мобильное приложение с экскурсионными маршрутами по туристическим местам.
Хочется, чтобы Парламентские уроки с участием представителей власти проходили чаще. Соединение идей молодежи и уже опытных специалистов принесёт гораздо больше пользы.
Карина Каблинова, учащаяся Еловской школы
— Мне очень понравился Парламентский урок, у меня остались только положительные эмоции. Такие встречи очень полезны, ведь мы будущее государства. На уроке присутствовали представители власти, которые делились с нами своим опытом и помогали нам создать проект. Изначально нам давали 13 тем и мы должны были выбрать одну из них, но мы совместили 2 темы: «Тропа здоровья» и « Историческое наследие».
Проекты у ребят из других округов тоже были хороши, но мне больше всего меня зацепил проект Осинского округа «Памятник солдатам СВО».
Я считаю, что Парламентские уроки должны проводиться и дальше, они дают возможность выслушать молодежь и наши идеи.